Зритель не привык платить за телевидение. Российский рынок платного ТВ отличается от мирового

Рынок платного телевидения в России отличается от традиционного. Для классического pay TV характерны достаточно высокая абонентская плата, минимум рекламы на каналах и их высокое качество. У нас же рынок платного ТВ — это каналы, которые не имеют доступа к эфирным сетям распространения. Они органичным образом дополняют эфирное телевидение. И фактически pay TV существует по тем же законам, что и рынок эфирного телевидения, только рекламных денег на порядок меньше, потому что рекламодателям продаются не рейтинги трансляций, а минуты, которые стоят копейки.
Зритель традиционно не привык платить за телевидение, поэтому абонентская плата сейчас невысокая. По этой причине платное ТВ сегодня представляет собой жалкое зрелище. Доходы вещателей не покрывают издержки на создание качественного контента. Бюджетов хватает только на формирование и распространение этих каналов, а также на закупку достаточно дешевого контента, в основном на вторичном рынке. Каналов, которые делают оригинальный контент для рынка неэфирного телевидения, очень мало. Я бы этот рынок правильнее называл не pay TV, а рынком неэфирного многоканального телевидения.
В этом контексте наше "Цифровое телесемейство" конкурентоспособно, поскольку мы активно работаем на западных рынках, которые приносят гораздо больше денег, чем весь российский рынок. И это несмотря на то, что объем нашей аудитории за рубежом меньше. К тому же мы хорошо знаем ниши, которые востребованы у операторов кабельного телевидения.
В профессиональной среде сегодня распространен довольно обывательский и банальный подход, что в конечном счете все уйдет в интернет. На самом деле все зависит от периода, который мы обсуждаем. В долгосрочной перспективе не будет ни интернета, ни платного телевидения. Будет одна большая communication tube. Мы с большой скоростью движемся в этом направлении. И в этом смысле нет разницы для тех, кто создает контент, какие средства доставки будут использоваться. А они, безусловно, будут другие, потому что технологии стремительным образом меняются, этот процесс ускоряется с каждым днем. Поэтому, конечно же, через какое–то время возникнет ситуация, когда все станет совсем не так. И потребитель будет получать контент таким образом, которым ему будет максимально удобно. И технологии, и те, кто создает этот контент, будут стараться удовлетворить именно запрос аудитории "чтобы было удобно".
Уже сегодня главным ресурсом человека стало время, которое он проводит в контакте с медиа. Но если раньше это было сегментировано и основную часть этого "пирога" человек тратил на телевидение, то сейчас мы часто видим процесс параллельного потребления информации. Когда человек слушает радио, при этом у него работает телевизор, а он сам отвечает на сообщения в чате, параллельно листая ленту в Facebook, — это нормально. В результате границы разделения сегментов смываются, общее время потребления контента растет, а какого–то конкретного сегмента — падает.
Алексей Ефимов, генеральный директор АО "Первый канал. Всемирная сеть"