Книжная отрасль без поддержки. Особенности российской книготорговли

 

Со времен становления свободного рынка в новой России никогда еще книжный бизнес не чувствовал себя так комфортно, как сейчас. Появился тренд на образованность, на саморазвитие и познание, стала возрождаться культура чтения. Продажи штампованных детективов и эзотерики летят вниз, а хороших детских книг и интеллектуальной художественной литературы — растут.
Существенное сокращение доходов населения и смена вариантов проведения досуга привели к росту книжного рынка. В результате снизилась зависимость от колебаний курса валют, которая в книжном деле из–за необходимости использовать импортное сырье, иностранную технику, платить валютой за авторские права достаточно высокая. Впрочем, общая атмосфера сейчас беспрецедентная: читатели получают редкие и качественные книги, многие игроки чувствуют себя устойчиво и бьются друг с другом на иностранных аукционах за право выпустить новые бестселлеры. При этом не решена проблема господдержки книгоиздания и книжной торговли. Мы видим мероприятия, которые напоминают "потемкинские деревни", вроде государственных ярмарок, но не видим реальных, системных действий. Согласно нашим внутренним данным, за последние 5 лет средняя цена книги выросла на 60–70%.
При продолжающемся падении реальных доходов населения мы считаем, что льготный НДС 10% необходимо обнулить для книгоиздания и книжной торговли как социально значимых отраслей. Многие из тех, кто держит оборону и отстаивает независимость, еле сводят концы с концами, ведь льготная аренда госпомещений для них не работает, а о кредитовании и речи не идет. Независимые книжные магазины и маленькие издательства, готовые рисковать, громко заявили о себе, они создают конкуренцию "мейджорам", которые вынуждены реагировать. И все же сохраняется тренд на монополизацию: издательства поглощают друг друга, сети становятся больше и могущественнее. Следствие монополизации — демпинг. Онлайн–ретейлеры обрушивают наценки традиционной розницы — издательства не реагируют, им важно быстрее продать тираж, но разница в ценах порой достигает 35%. Представьте себе такую же ситуацию на рынке электронной техники или товаров для детей. Отсутствие вменяемой логистики в России ведет к централизации рынка, и примерно половина издаваемых книг реализуются в Москве, то есть 10% населения страны потребляют 50% книг. Это не значит, что с людьми в регионах что–то не так, просто многие участники рынка даже не рассматривают остальную часть страны: это дороже, сложнее и медленнее. Выходит, что в регионах хорошо себя чувствуют только федеральные сети с определенной матрицей книг и сопутствующих товаров.
Михаил Иванов, владелец ООО "Комплект — Подписные издания"