Спустился с небес. Чего ждут участники рынка от нового руководителя СЗТУ

Автор фото: РИА Новости

Чего ждут участники рынка от вступающего сегодня в должность нового руководителя Северо–Западного таможенного управления Александра Повода.

Последний месяц участники внешнеэкономической деятельности искали ответ на вопрос, кто займет пост руководителя Северо–Западного таможенного управления (СЗТУ) после громкой отставки Александра Гетмана. Если быть точнее, перебирать возможные варианты игроки рынка начали еще весной, после обысков в подконтрольных управлению структурах и слухов о возможном уходе начальника таможни с должности.

Теплое место

Среди претендентов на пост называли и начальника Петербургской таможни Сергея Опря, и руководителя Балтийской таможни в составе СЗТУ Сергея Сенько, и главу Московской областной таможни Вячеслава Голоскокова, и многих других. Однако правы оказались лишь те, кто обратил внимание на командировку в Петербург в начале октября начальника Шереметьевской таможни Александра Повода. В том же месяце был подписан приказ о его переводе на новое место.
Генерал–майор таможенной службы Александр Повод родом из Приморского края. В таможенных органах он работает с 1992 года и за эти 26 лет был начальником оперативного отдела Хабаровской таможни, главой таможни Нижнего Новгорода, с 2010 года возглавлял Внуковскую таможню, а с 2011 года до назначения в Петербург — Шереметьевскую.
Таможня Северо–Запада — одна из важных точек пополнения российского бюджета. За прошлый год ею было собрано таможенных платежей на 520 млрд рублей. Это, к примеру, почти столько же, сколько тогда было направлено из бюджета страны на государственное образование. В 2017 году через СЗТУ прошло товаров на $77,2 млрд. Отношения бизнеса с таможней являются предметом постоянных дискуссий и взаимных претензий, далеко не всегда высказываемых публично.
Появление Александра Повода в Петербурге воспринимают не иначе как начало периода "большой чистки" и изменений распределения сил в структуре СЗТУ и на таможенном рынке. Участники ВЭД хорошо помнят, как прошла смена предыдущего руководства в структуре. Глава ФТС РФ Владимир Булавин подписал приказ, в котором увольнение Александра Гетмана было обосновано "совершением коррупционного правонарушения" и "утратой доверия".
Накладываются на это предшествовавшие обыски в Кингисеппской и Северо–Западной оперативной таможнях и другие неприятные моменты в истории управления. Стоит вспомнить хотя бы гроб, подброшенный к зданию Выборгской таможни от имени участников местного таможенного рынка.
"До Северо–Запада наконец дошли руки. Скорее всего, основной приоритет при новом руководстве будет в освобождении рынка от "токсичных" участников ВЭД и попытке сделать работу более цивилизованно", — считает Георгий Властопуло, генеральный директор компании "Оптимальная логистика".
По его словам, Шереметьевская таможня, где ранее трудился Александр Повод, считается одной из самых строгих в Центральном регионе и даже в стране.
"Там особенно следят за чистотой экспортно–импортных сделок, и подавляющее число грузов идет по прямым контрактам", — отметил он.

Скромные надежды

Впрочем, перемен на Северо–Западе ожидают далеко не все. Некоторые из опрошенных "ДП" участников рынка указывают, что структура таможни в нынешнем виде такова, что приход нового лица вряд ли приведет к кардинальным изменениям.
Как рассказывает Андрей Жуков, генеральный директор компании "Вуд Сервис" (занимается экспортом леса), "манны небесной ждать не стоит".
"Руководители таможни меня уверяли, что все на всех постах едино. Но, судя по моей практике, каждый пост и каждое подразделение живет по своим правилам", — сетует бизнесмен. Его компания, а также еще несколько экспортеров леса уже несколько месяцев бьются за груз, который был задержан на Кингисеппской таможне, как полагают бизнесмены, без оснований.
"Почему Дальневосточная таможня понимает, что есть правовой коллапс по поводу экспорта древесины, и принимает разъяснения Рослесхоза, а для нашей таможни этого недостаточно?" — удивляется Андрей Жуков.
В целом некоторые участники рынка все же не исключают перемен. "Хотелось бы, чтобы новый руководитель погрузился в специфику работы в регионе. Все–таки у него не было прямого опыта руководства морскими пунктами пропуска, а Балтийская таможня — самая крупная морская таможня в стране", — говорит Александр Александров, генеральный директор компании "Интранс". По его словам, бизнес рассчитывает на большее внимание со стороны таможни к развитию комплекса программных средств (КПС) "Морской порт" и в целом к информационным технологиям, которые должны упростить взаимодействие участников ВЭД.
Игроки, работающие на суше, также ждут совершенствования администрирования: и через электронный документооборот, и в целом в организации таможенных процедур.
"Что касается автомобилистов, мы ждем улучшения функционирования автомобильных пунктов пропуска", — отметил Константин Шаршаков, заместитель директора Ассоциации международных автомобильных перевозчиков. По его словам, простои на погранпереходах сократились и необоснованных претензий к перевозчикам стало меньше, но остается еще ряд моментов, которые требуют дальнейших доработок.