Осторожный ропот бизнес–элиты. Как влияют санкции США на деловой климат

 

Подавляющее большинство собственников и руководителей крупных российских компаний (а именно 86% из опрошенных для РБК Институтом Адизеса 1015 человек) высказали опасения, связанные с возможным расширением санкций США. Фактически эти не последние в стране люди хотели бы изменения внешней политики, которую сегодня проводит наша власть. Им не просто не нравится самоизоляция и конфронтация, вероятнее всего, есть причина поважнее — санкции вредят их бизнесу.
Государство, которое призвано создавать позитивный бизнес–климат, ухудшает условия ведения предпринимательской деятельности. А это ведь не только сокращает прибыль конкретного собственника, но и уменьшает количество рабочих мест и налоги, а следовательно, возможности государственной социальной помощи.
Больше 80% населения власть поддерживают, а больше 80% представителей российской бизнес–элиты осторожно ропщут. Не публично, но и не на собственной кухне. Чье консолидированное мнение важнее для развития страны? Вопрос риторический.
Положению российской бизнес–элиты не позавидуешь. Ее прижимают не только на родине, но и в свободной Европе. Олигархический давосский форум, проходящий в нейтральной Швейцарии, объявляет практически персонами нон–грата Олега Дерипаску, Виктора Вексельберга и Андрея Костина. Полиция Монако задерживает российского миллиардера Дмитрия Рыболовлева.
В странах с развитой экономикой бизнес–элита влияет на власть. Крупный бизнес независим от правительства, привык действовать самостоятельно, без оглядки на правящую верхушку, и может публично высказать свое мнение, даже если оно не нравится властям предержащим. У нас… Да вы сами знаете. Потому, наверное, российской бизнес–элиты как института государства не существует. Есть успешные миллиардеры.
По определению элита уравновешивает абсолютную власть и предотвращает наступление тоталитаризма. Причем делает это незаметно для большинства без деструктивных конфликтов. Появится ли такая элита в нашей стране? Конечно да. Только неясно когда.