Смена губернатора — всегда стресс. И еще неизвестно, для кого больше: для самих ротируемых, их непосредственных подчиненных или для горожан. В нашем случае жители состоявшееся назначение восприняли более чем спокойно. У ушедшего губернатора Георгия Полтавченко и вновь назначенного врио Александра Беглова особого выбора не было, и каждый свои эмоции оставил при себе. А вот для ближайшего окружения главы города начались сложные дни томительного ожидания и гнетущей неизвестности.
В этих условиях каждый выбирает свою стратегию поведения. И они могут диаметрально отличаться друг от друга. Мы не говорим о случае враждебного поглощения, когда старая команда в последнем порыве пытается отомстить сменщикам и стирает все данные с компьютеров, уничтожает документы, снимает деньги и исчезает. Такое бывает, но не у нас.
В Петербурге же может происходить вот как.
Стандартный ход — это поиск новых вариантов на различных ступенях разных властных башен. Запасные аэродромы могут быть заготовлены и заранее, но они не вечны, а потребность в перелете возникает неожиданно. Так что актуальные переговоры начинаются практически с нуля. Это интимный процесс, не терпящий пристального внимания коллег и медиа, шума и суеты.
Но возможна и иная позиция. Именно ее можно было наблюдать на прошедшей неделе, когда в СМИ активно стала тиражироваться информация о готовящемся назначении вице–губернатора Игоря Албина временно исполняющим обязанности губернатора Мурманской области. К вниманию прессы Игорю Николаевичу не привыкать, и политических амбиций ему не занимать. Но ситуация, когда еще никуда не уходящего вице–губернатора сватают на место еще никуда не ушедшего губернатора соседнего субъекта Федерации, все–таки нестандартная.
Альтернативный вариант поведения — попытаться выслужиться перед лицом нового руководства, сохранив позиции при смене власти.
В принципе, ничего дурного в таком подходе нет, если не требуется предавать и сдавать прежнее начальство. И тут уже вопрос к личным морально–этическим качествам.
Следующий вариант исходит из логики: "Я буду делать то, что мне положено, а дальше как бог даст". То есть ничего не предпринимать, жить и работать, как будто бы ничего не случилось, и ждать.
Но есть и абсолютно иной взгляд на ситуацию. Чиновники высшего звена обычно люди очень небедные и от гарантий социального обеспечения государственных служащих не зависящие. Часто для них переход на должность топ–менеджера государственной корпорации или крупной коммерческой компании представляется перспективой достаточно позитивной. Денег и возможностей больше — как и свободного времени, — а ответственности, рисков и проблем меньше. Так что отставка градоначальника может рассматриваться как легитимный повод к прекращению контракта и заслуженному уходу на вольные хлеба.
И хотя пока Александр Дмитриевич Беглов действует скорее по принципу "нет плохих людей, есть управленцы не на своем месте", а не косит головы подчистую, стрессовое состояние в его окружении сохраняется. Что мы и наблюдаем.