Арбитраж отказал крупнейшим кредиторам Владимира Кехмана в получении исполнительных листов на сумму более 17 млрд рублей в рамках банкротства бывшего главы компании JFC.
БМ–Банк, Сбербанк и Промсвязьбанк ранее заявили ходатайства о выдаче исполнительных листов в отношении Владимира Кехмана на 11,2 млрд, 4,2 млрд и 1,7 млрд рублей соответственно. Причины отказа неизвестны, мотивировочная часть решения пока не опубликована.
По мнению опрошенных "ДП" юристов, ходатайства банков, вероятнее всего, направлены на взыскание долгов бизнесмена в иностранных юрисдикциях. Имея на руках полученные от российского суда исполнительные листы, кредитные организации могут начать пробовать применить меры по взысканию к активам Кехмана, находящимся за рубежом.
Напомним, что кредиторы в ходе конкурсного производства в РФ смогли взыскать с Кехмана всего 9,5 млн рублей от продажи его имущества. При этом общая сумма требований кредиторов к худруку Михайловского театра превышает 20 млрд рублей. Летом Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти отказался списать эти долги в рамках личного банкротства Кехмана.
Позиция российского суда во многом была основана на вынесенном в апреле решении Высокого суда правосудия по иску БМ–Банка (входит в структуру ВТБ). Английский суд установил, что Кехман является бенефициаром более 30 иностранных компаний, контролировал юридические лица, входящие в группу компаний LQ, фактически владел компаниями J Fruit, Tvoi Mir, Gepson и Maldus, которые оформлены на номинальных держателей. При этом средства Кехман получает из личного фонда VK Family Private Foundation, который аккумулировал его доходы от организаций в иностранных юрисдикциях.
Истцу удалось доказать, что по указаниям Кехмана были сформированы отчеты компаний ради получения двух кредитов в размере $50 млн и $100 млн осенью 2011 года.
В свою очередь, российский суд указал, что "у Кехмана имелось существенное количество имущества, находящегося за пределами РФ", и "активы, находящиеся за рубежом, должником раскрыты не были". Это стало основанием для удовлетворения ходатайства кредиторов об отказе в списании долгов. Уже в сентябре Кехману не удалось оспорить это решение в апелляции.
Ранее Сбербанк и ВТБ заявили, что удовлетворены решениями арбитражей и намерены добиваться возврата кредитных средств. На вопросы "ДП" о конкретных действиях для взыскания задолженности представители банков тогда ответить отказались. "Что касается отказа суда в выдаче исполнительного листа, то этот вопрос интересен для банка с точки зрения судебной практики, но никоим образом не влияет на возможности дальнейшей работы в отношении задолженности указанного должника. Банк может использовать исполнительные листы, полученные ранее вне рамок дела о банкротстве", — сообщили в Сбербанке после заседания на этой неделе.
Компания JFC, крупнейший импортер бананов в Россию, обанкротилась в 2015 году. В августе 2016 года банкротом был признан и сам Владимир Кехман.
В 2017 году за истечением срока давности было прекращено уголовное дело в отношении Кехмана о незаконном получении восьми кредитов на сумму 20,2 млрд рублей подконтрольными ему ЗАО "Группа Джей Эф Си" и ЗАО "Бонанза Интернэшнл".