Присадка от негатива. Производитель автохимии "Супротек" начал борьбу с неугодными отзывами в интернете

Автор фото: Коллаж Алены Марченко

Петербургская компания "Супротек" обратилась с иском о защите деловой репутации к владельцам сайта "Отзовик". Бизнесменам не понравились негативные комментарии, оставленные анонимными пользователями на странице сервиса в интернете. Суд первой инстанции встал на сторону одного из лидеров российского рынка инновационных присадок и продуктов автохимии.

ООО "Научно-производственная торговая компания "Супротек" обратилась в Арбитражный суд Петербурга и Ленинградской области с иском о защите деловой репутации к сайту otzovik.com. Петербургская компания, специализирующаяся на выпуске автомобильных присадок, потребовала признать негативные отзывы, размещенные на страницах интернет-сервиса, порочащими деловую репутацию и не соответствующими действительности.
На судебном заседании, прошедшем на этой неделе, юристы "Супротека" представили 19 анонимных комментариев, содержащих критику в адрес компании. По мнению истцов, негативные реплики необходимо запретить, поскольку они могли опорочить продукцию предприятия. Речь идет о присадках для бензиновых и дизельных двигателей, очистителе топливной системы, а также специальном составе для коробок передач, против которых ополчился ряд пользователей сайта-отзовика.
Согласно сведениям из базы "СПАРК", "Супротек" начал работу на отечественном рынке автохимии в начале 2000-х. К 2018 году компания сосредоточила основные мощности и исследовательский центр в Петербурге. Сеть сбыта автохимии охватывает свыше 6 тыс. торговых точек по всей стране. В 2017 году доходы предприятия достигли почти 300 млн рублей, расходы — 243 млн рублей. Совладельцами компании в равных долях указаны Кирилл Киселев и Сергей Зеленьков, который также занимает пост гендиректора и владеет другими фирмами (ООО "Автоасса", ООО "Торговый дом Винде", ООО "Инрусгрупп" и ООО "Нано Технолоджи Груп").
Неугодные "Супротеку" мнения публиковались с 2016 по 2018 годы. На данный момент оценку "Ужасно" присадке для бензиновых двигателей поставили 10 раз, "Плохо" и "Средне" — по 1 разу. Характеристика "Хорошо" и "Отлично" собрала по четыре и два отзыва соответственно. Общий рейтинг товара составляет 2,28 при максимуме в 5 баллов. Жидкость для механической коробки передач оценивают в 2,2 балла, для "автомата" — в 2,14. Состав для владельцев дизельных моторов набрал 2 балла, очиститель топливной системы — 3,4.
Otzovik.com называет себя открытым сервисом отзывов, где любой желающий может зарегистрироваться и оставить личное мнение о каком-либо продукте, компании или услуге. Сайт находится вне юрисдикции РФ и не является российским СМИ. Комментарии на нем размещаются без предварительной модерации. Администрация проекта подчеркивает, что не несет ответственности за достоверность информации и возможный вред от ее публикации.
"Тем не менее мы понимаем, что в интернете, помимо обоснованных претензий, встречаются и вполне правдоподобные "заказные отзывы" от конкурирующих фирм или недоброжелателей, которые оказывают негативное влияние на деловую репутацию и бизнес конкретной организации или ее представителя", — признают владельцы ресурса.
Чтобы удалить неправдоподобный отзыв, заинтересованной стороне необходимо подать претензию или зарегистрировать на ресурсе аккаунт официального представителя компании. "Отзыв не будет заблокирован, если у вас с клиентом возникли разногласия и вы не смогли с ним придти к обоюдному решению. Уставить факт нарушения в таких случаях могут только компетентные органы. Например, если вы считаете, что клиент опубликовал клевету, а он с этим не согласен, то вы можете подать на него в суд за нарушение законодательства РФ, привлечь его к ответственности и прислать нам потом ссылку на решение суда", — советует администрация проекта. Этим правом и решили воспользоваться в "Супротеке".

Субъективно, но вредно

"Вышеописанные утверждения, хоть и носят субъективный и оценочный характер, тем не менее, вредят репутации заявителя, т.к. являются оскорбительными, содержат посыл, выраженный в виде предостережения для потенциальных клиентов заявителя от использования предлагаемых им товаров, что может повлечь значительные убытки для заявителя в дальнейшем", — говорится в решении суда.
Арбитраж пришел к выводу, что критические сведения были распространены в Сети на сайтах, ресурсы которых технически и технологически доступны неопределенному кругу лиц, что не исключает возможность их анонимного использования, в том числе в противоправных целях.
"Общий контекст высказываний, характер их изложения и смысловая нагрузка позволяют определить спорную информацию как порочащую, поскольку являются утверждениями и мнениями о нарушениях заявителем действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в общественной жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности. Вышеназванные отзывы не соответствуют действительности, порочат деловую репутацию заявителя, поскольку создают у потенциальных партнеров, клиентов или заказчиков ложное представление о том, что заявитель является недобросовестным субъектом предпринимательской деятельности, осуществляет обман потребителей в сфере продажи некачественных смазочных материалов и присадок к ним", — резюмировал суд.
По итогам разбирательства Арбитраж согласился с доводами "Супротека" о признании негативных отзывов не соответствующим действительности и порочащими деловую репутацию. Однако оснований для запрета их распространения не нашлось. Ранее арбитражные суды уже рассматривали претензии к "Отзовику". Например, в декабре прошлого года в Подмосковье рассматривался иск ООО "Меридиан Фиш Трейд". Компания просила признать недостоверным негативный комментарий о работе ресторана "Меридиан" в Подольске. Истцы также смогли защитить свою деловую репутацию, их доводы о неправдоподобности одного из комментариев были поддержаны.