Мало понимая в чем бы то ни было, кроме своих холстов и глины, они вдруг узнают, что союз их хотят закрыть.
Конечно, "союз художников", то есть людей индивидуального, да еще и творческого труда, — это звучит несколько противоречиво, но не для бывших граждан СССР! Некая духовная связь, коллективная ответственность перед обществом и творческий самоотчет все же существуют, хоть и не требуется теперь соблюдения идеологических норм. А в условиях молодого, хищнического капитализма любому творческому объединению нет цены. К тому же такая общественная организация — в условиях потребительской гонки это есть оплот духовности и нравственности, о которых все так пекутся на словах.
Конечно, в этих рядах есть слабые звенья, но их невозможно различить. Многочисленные дискуссии на тему "Кто есть художник, а кто не есть художник?" плода не дали и не дадут. Необходимо трепетно сохранять, беречь всю массу творческих людей совокупно. Время само выделит тех и те произведения, на которые будет опираться традиция, а в дальнейшем и идеология, и духовность. И именно они, те, на кого опираться будем, могут по беззащитности погибнуть в случае гонений первыми. Возможно, на первый взгляд художники не такие уж властители дум, как писатели, кинематографисты или музыканты, но изобразительное искусство — это опора всех прочих направлений искусств.
Как только исчезнет Союз художников, так художники лишатся опоры и защиты. Вторым шагом непременно станет отъем имущества союза и, помимо исторически принадлежащего художникам здания, начнется отъем мастерских, а это для большинства художников смерти подобно! Мастерская — это не просто инструмент творчества, но в большинстве случаев инструмент жизни! Весь ежедневный и ежечасный труд, сама его возможность могут рухнуть в одночасье. Именно так и происходит в Москве.
Капитализм являет свой зверский оскал, обращаясь к самым беззащитным. Чем это творцы, нередко лучшие представители общества, заслужили такой удар, такое наказание? Тем, что не разбираются в юридических тонкостях? Всякое лишение тяжело переносится, но лишение такого рода непереносимо.
В результате вместо заинтересованных в стабильности, ориентированных на созидание творцов общество может получить тысячи озлобленных, разочарованных, неуравновешенных личностей, вполне способных направить свои творческие способности на действия деструктивного свойства. Этого совершенно необходимо избежать, дав возможность союзу продолжать существование, возможно, в чем–то помочь организационно. Тогда, напротив, тысячи художников обратятся в стабилизирующее множество, в союзников существующего порядка и охотнее поддержат его.
Виктор Тихомиров, художник