Интернет делает вузы актуальными. Цифровизация и персонализация вышли на первый план

 

Два самых заметных тренда в развитии образования — цифровизация и персонализация — про одно и то же. В условиях массового спроса на университетское образование во многих странах мира издержки на содержание вузов становятся так велики, что зачастую делают невозможным качественное индивидуализированное обучение для значительной части студентов.
В большинстве университетов мира, входящих в топ–300 основных международных рейтингов (ARWU, QS, THE), число студентов на одного преподавателя превышает 15, а издержки государства в расчете на одного студента в большинстве развитых европейских стран все равно очень велики — от 7 тыс. до 15 тыс. евро в год. В этих условиях онлайн–образование представляется разумной альтернативой. Оно дешевле, а главное — оно может быть организовано под персональные запросы слушателя. Во–первых, можно выбрать онлайн–курс любого, даже самого звездного преподавателя. Во–вторых, под слушателя может быть подстроен набор конкретных модулей курса, их последовательность и даже скорость освоения. В–третьих, в онлайне могут быть организованы персональные консультации преподавателя, причем в очень удобное для слушателя время. Не говоря уже о том, что студент осваивает курс, не выходя из дома. Чем не новая эпоха индивидуальных траекторий обучения для каждого?
Неудивительно, что цена за одну из лучших в мире программ МВА, предлагаемую мадридским IE University полностью в онлайн–формате, не намного меньше цен за подобного класса программы стандартного офлайн–формата. За современное персонализированное обучение клиент готов платить. Онлайн–обучение — это не только отдельные курсы и дисциплины. Это сейчас и целые наборы курсов (или программы), совокупность освоения которых позволяет рассчитывать на получение сертификата или даже диплома известного либо не очень известного университета. Упомянутая только что онлайн–МВА — показательный пример такого рода, когда студенты получают систематические знания во всех тех разделах менеджмента, которые типичны для любой программы МВА.
Преимущества онлайн–обучения связаны и с новыми преподавательскими возможностями. Один раз записав лекционный онлайн–курс (и делая периодически его небольшой апгрейд), преподаватель теперь может концентрироваться на индивидуальном консультировании студентов, на проведении офлайн семинаров и обсуждений. В этой модели роль преподавателя все больше смещается от ретранслятора знаний в сторону модератора, ментора, что также создает новые возможности для более индивидуализированного обучения студентов. Роль преподавателя как консультанта, модератора, ментора становится особенно важна потому, что доминирующий в наше время избыточный поток информации требует структурирования и осмысления. Интернет не заменяет университеты, а лишь вдруг делает их особенно актуальными.
Сергей Кадочников директор НИУ "Высшая школа экономики" в Санкт–Петербурге