09:1510 октября 201809:15
1027просмотров
09:1510 октября 2018
Еще одну неделю биткоин провел в боковом тренде. На рынке уже так устали, что говорят: скоро рванет. Вопрос в том, что именно — цена или терпение участников рынка.
Волатильность биткоина — на 17–месячном минимуме. Всю неделю главная криптовалюта провела в вялых движениях в диапазоне $6,4–6,7 тыс. Если так будет продолжаться и дальше, мы дождемся не ралли, а медвежьего разворота, опасаются эксперты.
"Я придерживаюсь сценария укрепления биткоина против доллара и жду на этой неделе роста котировок выше $6850. Однако в случае падения цены ниже $6400 давление на биткоин усилится. В этом случае о росте главной криптовалюты мира стоит на время забыть и нужно будет готовиться к падению до $6250", — считает аналитик компании "Альпари" Владислав Антонов.
"На неделе некоторые аналитики писали о том, что цена пробила долгосрочную нисходящую трендовую, но я считаю, что пока это не так и мы остаемся в сформировавшемся треугольнике", — успокаивает Андрей Подолян, CEO сервиса Cryptorg.
Всем — стабильность
Даже удивительно, как на фоне всеобщего затишья выросла популярность так называемых стэйблкоинов — наименее волатильных токенов, привязанных к традиционным валютам или ресурсам. Сентябрь оказался рекордным: представлено девять крупных проектов стабильных криптовалют, в том числе привязанных доллару США, фунту, иене, австралийскому доллару, корзинам валют и золоту.
"Стейблкоины стали, пожалуй, одним из главных трендов 2018 года. Стремление участников криптовалютного рынка предложить свою криптомонету с минимальной волатильностью можно сравнить с популярностью форков в прошлом году, — говорит Сергей Жданов, СЕО криптовалютной платформы EXMO. Его биржа на днях запустила торги одним из новых продуктов — криптовалютой Gemini dollar (GUSD), обещавшей каждый месяц отчитываться о наличии реальных долларов на счетах для поддержания криптоликвидности.
Участники рынка надеются, что подобные проекты смогут потеснить криптодоллар Tether (USDT). Сейчас на его долю приходится 93% всех транзакций с стэйблкоинами, однако подозрений все больше: вопреки обещаниям, до сих пор не проведено никакого аудита. И, если окажется, что за виртуальными токенами не стояло реальных денег, взрыв пузыря будет громкий.
На зависть Ким Чен Ыну
Если в кране нет воды, вы знаете кого винить. Если проблемы в экономике — вот пара свежих идей. Кристин Лагард, глава Международного валютного фонда, считает, что мир приближается к очередному витку кризиса из–за стремительного развития финансовых технологий. Напрямую в отчете биткоин не упоминался, однако многие прочитали месседж именно так.
Но все это цветочки на фоне заявлений экономиста Нуриэля Рубини, известного как Dr. Doom за свое точное предсказание ипотечного кризиса в США. На днях он заявил, что криптовалюта — это даже хуже, чем Северная Корея.
"Майнинг централизован, биржи централизованы, а разработчики — диктаторы, Бутерин — пожизненный диктатор. Три крупнейших майнера (майнинговых пула. — Ред.) контролируют 80% хешрейта биткоина. Все они находятся в таких приятных местах, как Россия, Белоруссия и Китай. Вы должны доверять кучке майнеров в России и Китае, которые являются нашими стратегическими соперниками. Это сумасшествие какое–то", — негодовал профессор.
Майнеров пора стричь
Правда, стратегические соперники об открывающихся стратегических возможностях явно не думают. В КНР майнеру на днях дали 3,5 года тюрьмы за кражу электричества на $15 тыс. В России пока все гуманнее, у нас даже слова "биткоин" в законопроекте о цифровых финансовых активах нет. Но обязательно появится слово "майнинг", чтобы можно было собирать налоги, рассказал председатель комитета Государственной думы РФ по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
Все это, конечно, логично: бизнес должен платить налоги. Но у участников рынка складывается ощущение, что закон нужен только для того, чтобы всех "стричь". Проводить ICO в России, если новая редакция будет принята, не представляется возможным. Не прописано даже право оплачивать новые токены криптовалютой, что убивает саму идею.
"То, что до конца года хотят принять чуть ли не девять законов в области цифровой экономики, не имея на данный момент даже одного ключевого, где хотя бы определены основные понятия, кажется просто бредом, — жалуется Александр Беспалов, CEO блокчейн–экосистемы BeEasy. — Мы рискуем получить стопку неработающих или противоречащих друг другу нормативных актов, что окончательно запутает МИФНС, Центробанк и другие контролирующие структуры и не позволит отрасли нормально развиваться".
ICO заменит STO
Впрочем, а нужно ли будет проводить ICO? Вполне возможно, к тому моменту, когда закон примут, хайп уже сам собой уляжется. Сентябрь оказался самым неудачным в этом году месяцем для рынка, с начала года активность упала на 90%.
Проектов действительно немного, но они есть. Самый крупный по сборам — Alchemy. Стартап заявляет, что первым на рынке токенизировал размещение обеспеченных долговых бумаг. Пользователи смогут менять крипту на небольшие кусочки облигаций, что снижает порог минимальных инвестиций. И все это, конечно же, на смарт–контрактах с AI и machine learning. Даже если технологии не пригодятся, инвесторы поверили. Собрано $46,6 млн из $60 млн.
"На рынке есть разочарование со стороны частных инвесторов, — описывает ситуацию Анастасия Денисова, глава отдела исследований ICORating. — Даже проекты, считавшиеся достаточно многообещающими в мае и решившие тогда отсрочить свое ICO на осень, сейчас не могут привлечь финансирование". По ее словам, сейчас многие ожидают волну Security Token Offering — когда инвестору предлагают токены, которые дают право не на услугу, а на долю в компании. А это уже дивиденды, право на имущество компании и возможность влиять на ее судьбу. Совсем другой уровень.
Проблема в том, что STO еще минимум полгода не смогут продемонстрировать потенциал. По законам США это уже ценная бумага, а значит, и регулирование здесь куда сложнее. Но еще хуже то, что перестали верить в идеи.
"Какая инвестору разница: покупать токены на товары, которых нет и не будет, или покупать токены, обеспеченные активами, которые ничего не стоят? — объясняет настроения аналитик ГК "ФИНАМ" Леонид Делицын. — Обычный токен давал инвестору право приобрести будущие товары и услуги. Но они не возникли. Будущий STO даст инвестору право на акции компании, которая не произведет товаров и услуг. Но тогда эта компания ничего и не будет стоить. Кому нужны ее акции?"
Бывают, конечно, совпадения. Известного потомственного миллионера Мэттью Меллона родственники вынудили продать все биткоины, поскольку семья решила, что у него возобновились проблемы с наркотиками. Тогда он купил другую криптовалюту — Ripple на $2 млн.
В начале прошлого года токен стоил $0,006, а в конце — $2,3, сделав покупателя миллиардером. Удача? Да. Но тут приходится упомянуть, что уже в апреле Меллон скончался в наркологической клинике в США.