13:5710 октября 201813:57
467просмотров
13:5710 октября 2018
В сфере IT наблюдается постоянное развитие. Больше 20 лет назад юристы стали использовать справочные правовые системы, например "Гарант", "Консультант". На тот момент это был настоящий технологический переворот, который существенно упростил работу. Сейчас появляются новые инструменты, например платформы для составления и проверки договоров. Пока они не выглядят космическим прорывом, потому что в действительности весь функционал сводится к несложным алгоритмам проверки типовых ситуаций. Там, где требуется навык опытного юриста — решение конфликтов, поиск нестандартных решений, — технологии помогают только частично.
Во–первых, любая автоматизация юридических функций предполагает работу с текстом, она очень сильно завязана на язык и на логику языка. Поэтому многие решения, которые сейчас есть на Западе, не всегда могут применяться в работе с российским законодательством. Помимо языка есть еще различия в иерархии нормативных актов и правовой системе. Возникает конфликт между IT и правом: если IT всегда было международной сферой, то юриспруденция очень сегментирована на национальные рынки. И пока что в России инструменты legal tech используются гораздо меньше, чем в США и Европе.
Другая сложность, которая может помешать развитию legal tech, заключается в том, что, например, для работы с большими данными их, эти данные, нужно откуда–то брать. Далеко не все юристы готовы предоставить сведения из своей практики стороннему IT–подрядчику. На это есть две причины. Во–первых, во многих странах юридические консультации строго регламентированы в части защиты конфиденциальности, поэтому передача такой информации влечет привлечение юриста к ответственности. Во–вторых, большие данные юридической фирмы — это ее конкурентное преимущество, капитал. И здесь, в отличие от IT–сферы с ее открытыми лицензиями, зачастую имеются диаметрально противоположные (консервативные) воззрения.
Не совсем ясно и то, как защищать информацию, сохраняя ее целостность. Зачастую IT–решения предлагают работу с большими данными, которые могут содержать как персональные данные клиентов, так и конфиденциальную информацию. Многие компании предлагают решения legal tech, функционирующие на облачных технологиях, что требует введения дополнительных мер по анонимизации и защите информации. Однако в этом случае возможно нарушение целостности данных, что снижает их ценность.
Нужно понимать, что для сферы консалтинга создание универсального юридического приложения для клиентов, заменяющего компетенции юриста, — это, по сути, лишение себя этой экспертной части работы и, соответственно, заработка.
Поэтому не каждый консалтинг глубоко взаимодействует с IT. Однако сбежать от прогресса невозможно, и современный рынок все равно будет требовать развития автоматизированных решений. И чем глобальнее и больше компания, чем больше объем ее данных, тем эффективнее идут эти процессы.
Анастасия Грачева, аспирант и преподаватель СПбГУ, юрист Dentons