Президент ПАО "Ростелеком" Михаил Осеевский в интервью "Деловому Петербургу" рассказал о внутренних изменениях, которые предшествовали ребрендингу компании, о будущем сетей 5G и о создании инфраструктуры для развития телемедицины по всей России.
"Ростелеком" начал осенний деловой сезон с ребрендинга. Что поменялось помимо логотипа и внешнего оформления?
— Новый бренд завершает глобальное репозиционирование компании. Весной 2017 года мы приняли новую стратегию, которая предполагает трансформацию "Ростелекома" в IT–компанию с расширением перечня цифровых услуг, созданием экосистемы решений вокруг наших клиентов. В первую очередь мы отказались от позиционирования "Ростелекома" как компании междугородной и международной телефонной связи. Это словосочетание использовалось вплоть до середины текущего года, и акционеры поддержали наше предложение убрать его из нашего названия, потому что хотя мы и предоставляем по–прежнему услуги телефонной связи, но более 53% выручки получаем уже от цифровых и контентных услуг. И новый бренд появился только тогда, когда произошли заметные изменения по существу.
Кого больше коснулись изменения: корпоративных клиентов или физических лиц?
— Конечно, они коснулись всех. Но бизнес по обслуживанию физических лиц для нас основной — на него приходится чуть менее половины выручки компании. Нашими клиентами являются миллионы семей и десятки миллионов человек. И мы хотим, чтобы они увидели в нашем новом бренде новые возможности для себя. В частности, мы запустили образовательную платформу онлайн–образования "Ростелеком Лицей", а также платформу Wink, которая обеспечивает доступ к телевизионному и видеоконтенту через интернет, она объединяет мобильное приложение, медиапортал и приложение в Smart TV.
Если говорить о корпоративных клиентах, то на какие сегменты вы делаете ставку?
— У нашей компании сильные позиции на рынке корпоративных услуг — более миллиона бизнес–клиентов. Среди них крупнейшие российские компании федерального уровня. Сегодня важной задачей для нас является увеличение доли присутствия среди региональных компаний. Сейчас эта работа ведется по всей стране.
Сегмент малого и среднего бизнеса для нас тоже очень важен. Для него мы предлагаем пакетные решения, которые включают в себя широкополосный доступ в интернет, облачные услуги, мобильную связь, интерактивное телевидение, — это актуально для сегмента HoReCa. Сейчас мы активно развиваем пользующуюся большим спросом услугу по установке онлайн–касс с эквайрингом. У всех малых предприятий, у индивидуальных предпринимателей эти устройства должны быть. Мы их активно интегрируем с системами CRM, с облачной бухгалтерией. Эта услуга предоставляется в партнерстве с банками, потому что в конечном итоге через онлайн–кассы бизнес взаимодействует именно с финансовыми организациями.
Непосредственно компании МСБ готовы пользоваться этими услугами?
— Интернет нужен всем, кассы нужны всем, даже маленькие кафе или магазины стараются предоставлять Wi–Fi своим клиентам. Мы предлагаем конструктор сервисов — в зависимости от потребностей кто–то берет все услуги, кто–то — часть.
На этой неделе вы презентуете свои новые продукты и услуги корпоративным клиентам в Петербурге. Почему для презентации выбрана площадка "Ленинград–центра"?
— Мы регулярно проводим встречи с клиентами, где знакомим их с нашими новинками. Стараемся, чтобы эти контакты были интерактивными, креативными, поэтому ищем площадки, которые соответствуют этим параметрам. И "Ленинград–центр" под эти критерии подходит. В первый день мы будем общаться с крупными корпоративными клиентами, второй день посвящен малому и среднему бизнесу. И все смогут своими глазами увидеть и "пощупать" наши новые решения.
В Петербурге, как и в Москве, цифровые технологии, связь широко распространены. А как обстоит дело с развитием в других регионах страны?
— Сегодня доступ в интернет — а это основная среда, где происходит обмен информацией, — имеет около 70% населения страны. Но в силу того, что территория огромная, остаются зоны, до которых прогресс еще не дошел. И "Ростелеком" по поручению правительства реализует программу по устранению цифрового неравенства, которая предполагает подключение к интернету небольших населенных пунктов (с населением 250–500 человек). Их около 14 тыс. по всей стране, в них живет свыше 4 млн человек. Более половины сел и деревень мы уже подключили, и люди активно пользуются возможностью выхода в интернет, тем более что "Ростелеком" с прошлого года обнулил стоимость доступа в сельских точках Wi–Fi. По показателям, установленным программой "Цифровая экономика", через несколько лет проникновение интернета должно превысить 90%, и, по моему мнению, это вполне осуществимая задача. В этом году с помощью подводного оптического кабеля мы подключили Курильские острова, и к концу года и бизнес, и бюджетные учреждения, и люди получат высокоскоростной доступ в сеть. Есть труднодоступные территории, где наземные технологии использовать неразумно и по техническим, и по экономическим причинам, — там обеспечивается доступ с помощью спутниковой связи.
Сейчас идет активная цифровизация разных отраслей, в том числе медицины. Как реализуется проект по подключению к высокоскоростному интернету медицинских учреждений?
— Россия — огромная страна, и сейчас людям часто приходится из небольших населенных пунктов ехать за сотни и тысячи километров, чтобы получить качественную медицинскую помощь или даже простую консультацию. Поэтому президент поставил задачу подключить все государственные и муниципальные медучреждения, за исключением фельдшерско–акушерских пунктов, к высокоскоростному интернету. Мы начали работу в прошлом году и подключили более 3 тыс. медучреждений, в этом году проект завершим, подключив еще более 6 тыс. объектов. Таким образом, более 9 тыс. учреждений будут связаны оптической инфраструктурой передачи данных, с помощью которой можно будет в режиме онлайн получить консультацию врача, находящегося на любом расстоянии. Кроме того, она позволяет передавать в облачное хранилище медицинские изображения — ангиограммы, томограммы, рентгенограммы — любую информацию, полученную с современных устройств для диагностики. Их было закуплено достаточно много, но эффективность использования пока оставляет желать лучшего, так как на местах зачастую не хватает специалистов, способных интерпретировать полученные данные. Подключив эти устройства к интернету, мы даем возможность проводить обследования на месте, а затем отправлять результаты в централизованные хранилища, чтобы высококвалифицированные врачи могли поставить более квалифицированный диагноз. И пациенту не придется никуда ехать. К централизованному хранилищу уже подключено более 20 регионов, в нем хранится более 6 млн изображений. Помимо прочего, это база для обработки и анализа больших медицинских данных.
Инфраструктура создается достаточно мощная, можно ли будет использовать ее для других сфер деятельности?
— Инфраструктура универсальна. И поэтому, когда мы подключаем небольшие населенные пункты, медучреждения, это дает большой мультипликативный эффект, потому что к ней могут быть подключены все жители поселков, все учреждения, которые там находятся. В первую очередь мы планируем подключать к оптической инфраструктуре школы, чтобы с помощью высокоскоростного интернета реализовать инновационные технологии дистанционного обучения. Это обеспечит доступ к базам учебников и видеоконтента, позволит внедрять электронные журналы и дневники, обеспечивать видеонаблюдение.
В условиях массовой цифровизации на первый план выходит вопрос обеспечения безопасности данных. Как это решается сегодня?
— Можно сказать, что сегодня данные становятся новой нефтью или новыми деньгами. Преступники воруют их, чтобы заработать, нанести урон человеку или компании, обществу в целом. Все страны, которые двигаются в цифровой мир, понимают необходимость защиты информации — это и сохранность сведений о людях, и защита ключевой инфраструктуры — центров обработки данных, защита промышленных и энергетических объектов, которые сегодня управляются с помощью компьютеров. В "Ростелекоме" несколько сотен человек обеспечивают защиту данных компании и наших клиентов круглосуточно 365 дней в году — как войска стратегического назначения. Наши службы каждую минуту находятся на передовой борьбы с киберпреступностью. К сожалению, это реальность сегодняшнего дня. Кибератаки происходят постоянно, преступность тоже совершенствуется — и это будет вечная борьба в цифровом мире.
Тема защиты данных актуальна для развития такого направления, как биометрическая идентификация граждан. Каковы прогнозы развития биометрии?
— Технологии идентификации личности с использованием таких уникальных характеристик, как лицо, голос, отпечатки пальцев, сетчатка глаза, развиваются фантастическими темпами. Причем лидерами оказались не самые богатые страны. Например, наибольшая база биометрических данных сейчас собрана в Индии. Дело в том, что там у многих людей просто нет никаких паспортов, и они решили, что проще сразу создавать такой реестр. Развитые страны используют биометрические технологии, чтобы повысить доступность и качество финансовых и банковских услуг, в общественном транспорте, для обеспечения безопасности. В основе всегда находится цифровая платформа, в которой концентрируются данные граждан. В нашей стране в соответствии с распоряжением правительства РФ такую платформу создает "Ростелеком", но ее не может создать одна компания, какой бы крупной она ни была, поэтому у нас есть большое количество партнеров. В первую очередь это Центробанк и вся банковская система в целом, потому что на первом этапе именно финансовые организации осуществляют сбор биометрических данных. Для этого нужно прийти в банк, сесть перед камерой, сказать несколько слов. Сочетание параметров лица, мимики, голоса с высокой степенью надежности идентифицирует человека. Эта информация должна быть привязана к тем данным, что есть на портале госуслуг. И тогда можно будет обеспечить удаленный доступ к банковским сервисам. В дальнейшем эти технологии будут внедряться и в других сферах, со временем, возможно, наш привычный бумажный паспорт и вовсе исчезнет. Ведь его можно забыть, потерять, его надо менять, а голос и мимика всегда с нами. Я уверен, что это удобно, безопасно и может серьезно упростить идентификацию.
Если говорить о развитии технологий, то летом "Ростелеком" представил пилотный проект по запуску сетей пятого поколения в Эрмитаже. Когда начнется массовое развитие сетей 5G?
— Человечество стремительно движется к тому, что не только люди становятся источником и потребителем информации, но и машины, механизмы, станки, датчики и любые другие устройства. Будущее связано с "умными" кофеварками и холодильниками, беспилотным транспортом, цифровым ЖКХ и так далее. Таких интернет–пользователей будет во много раз больше, чем все население планеты Земля. Для миллиардов потребителей информации требуются другая инфраструктура и скорость передачи данных. Сети 5G требуют, чтобы базовые станции были установлены значительно чаще, их нужно в десятки раз больше, чем в сетях предыдущих поколений, чтобы обеспечить подключение этих устройств. Пока параметры сетей пятого поколения только формируются, еще предстоит утвердить международные технические стандарты. Я думаю, что уже через несколько лет начнется этап их активного строительства и постепенно они получат повсеместное распространение.
Но уже с имеющимися технологиями города становятся все более цифровыми. Как "Ростелеком" участвует в создании "умных" городов?
— Четкого термина, что такое "умный город", нет. Но очевидно, что в таких городах должны активно использоваться цифровые технологии для сбора, анализа и управления ресурсами и различными данными. Цифровизация затрагивает все сферы жизнедеятельности города: ЖКХ, транспорт, безопасность, элементы контроля за экологией, предупреждение чрезвычайных ситуаций. Все они должны быть интегрированы в единых центрах управления. Москва и Петербург уже сильно продвинулись вперед. Но есть и небольшие города, например Сатка в Челябинской области, где активная позиция городских властей, сотрудничество с "Ростелекомом" позволили внедрить самые передовые решения системы "Умный город".
Когда закончится внедрение новой стратегии?
— В IT и телекоммуникациях никогда ничего не заканчивается — любая технология переходит во что–то новое. Сначала "Ростелеком" был телефонной компанией, потом мы начали развивать интернет, теперь говорим о создании целых экосистем цифровых сервисов. Это непрерывная трансформация. Кроме того, это бизнес–среда, мы не единственная компания, есть конкуренция на рынке, и это хорошо. Средняя стоимость доступа в интернет в России на третьем месте снизу в мировых рейтингах. В США интернет обходится в $50 в месяц, а у нас — в $5.
Для нас как жителей России это хорошо, но при таком уровне тарифов одновременно нужно обеспечивать высокие темпы развития, чтобы соответствовать мировому уровню. Так что для "Ростелекома" это стимул развиваться, находить новые решения, расширять бизнес за счет дополнительных услуг.
Мы также понимаем нашу ответственность за обеспечение доступности цифровых услуг — это очень важное условие развития России в целом.