Петербургский филиал АО «ЮниКредит Банк» отмечает в этом году юбилей — 25 лет в Северной столице. О том, как банку удалось войти в топ крупнейших в России, почему сотрудники корпоративного блока работают в компании десятилетиями и как это способствует укреплению связей с корпоративными клиентами, рассказала глава Петербургского филиала Светлана Ставицкая.
Как изменился ЮниКредит Банк за 25 лет работы в Петербурге?
— Самое главное — банк стал универсальным. ЮниКредит Банк был первым банком с иностранным капиталом в России и создавался для поддержки существующего бизнеса, международных торговых операций и валютных платежей. Поэтому с 1989 года в Москве, а с 1993 в Петербурге банк работал в первую очередь с крупными промышленными предприятиями и с владельцами бизнеса. Сейчас на рынке представлено немало банков с иностранным капиталом, но нам удается удерживать прочные позиции, благодаря постоянному развитию. Так, с начала 2000–х годов мы стали активно заниматься розничным бизнесом, и сейчас мы оказываем практически все услуги, которые есть на банковском рынке. ЮниКредит Банк остается крупнейшим российским банком с участием иностранного капитала и относится к системообразующим, согласно списку ЦБ РФ.
Что поменялось за четверть века в работе?
— Поменялись клиенты — размер их бизнеса, а значит, и потребности, и запросы. Выросла сложность ведения банковского бизнеса, сложность операций — ведь мы тоже развиваемся и растем вместе со своими клиентами.
Клиенты стали более требовательными?
— С одной стороны, клиенты стали более образованными и лучше разбираются в банковском бизнесе. И при этом и рынок стал более конкурентным, к чему приходится приспосабливаться. Например, раньше отличительной чертой ЮниКредит Банка был институт кураторства — то есть у каждого корпоративного клиента был куратор, которому можно позвонить и решить все возникающие проблемы. Даже в 2003 году, когда я начала работать в банке, это еще было редкостью на рынке. Сейчас же этим никого не удивишь, клиенты избалованы вниманием. И это заставляет расти и развиваться и наш банк, и рынок финансовых услуг в целом.
За годы работы банку не раз приходилось столкнуться с кризисами в российской экономике. Каких принципов
в работе вы придерживаетесь в этих условиях?
— Благодаря нашей репутации, тому, что мы всегда сдерживали наши обещания и вели себя порядочно по отношению к клиентам и контрагентам, часто получалось, что именно в кризисной обстановке мы наращивали клиентскую базу. Мы и платежи совершали вовремя, и финансировали то, что обещали до кризиса, то есть вели себя по–партнерски. Так что именно определенные критерии порядочности, с которыми мы подходили ко всем кризисным ситуациям, которые были, есть и, возможно, будут, позволяют нам сохранять и улучшать позиции на рынке.
Как менялась внутренняя структура банка? Есть ли у вас сотрудники, работающие с основания филиала?
— Сначала банк очень интенсивно рос. В период универсализации стала расти розница, сегодня в рамках Петербургского филиала существует 15 офисов, где обслуживаются физические лица и клиенты сегмента МСБ. Работа с корпоративным бизнесом у нас осуществляется в Санкт–Петербурге и Архангельске, где банк работает в формате филиала и представительства соответственно.
У нас, безусловно, есть сотрудники, которых мы персонально поздравляем каждый раз, когда празднуем день рождения филиалов и в целом банка в России. Эти люди взрослели и росли профессионально вместе с банком. Таких сотрудников достаточно много — например, когда мы планировали поздравление с 15–летием филиала, то поняли, что всех тех, кто работает с самого начала, не поставить на сцену — они просто не поместятся. Сейчас в филиале работает 13 человек, которые с банком более 25 лет.
С чем связана, по–Вашему, такая привязанность сотрудников к своему месту работы?
— Если посмотреть на рынок в целом, то и у нашего филиала, и у всего ЮниКредит Банка очень продолжительный срок службы сотрудников. Мы дорожим своими специалистами и уважаем их, а сотрудники дорожат банком. Основная ротация у нас происходит в розничном блоке, куда, как правило, приходят более молодые люди и растут там профессионально, уходя затем на повышение.
То есть корпоративный сегмент более стабилен?
— Да, я и сама пришла в ЮниКредит Банк в 2003 году, руковожу филиалом с 2008 года. Сейчас средний срок работы основного состава в корпоративном блоке — не менее 10 лет. И клиенты нам часто говорят, что признательны нам за то, что ничего не меняется, так как всегда знают, кому позвонить. Это хорошая стабильность. При этом мы, безусловно, следим за трендами, люди растут и развиваются внутри компании, учатся новому.
Как Вы оцениваете результаты работы петербургского филиала в первом полугодии? Какие направления
были наиболее успешны?
— Хорошие результаты показал и розничный, и корпоративный блоки филиала. В первом полугодии корпоративный кредитный портфель вырос на 26% по сравнению с показателями 2017 года, розничный кредитный портфель вырос на 10%, в первую очередь за счет ипотеки, а также автокредитования и потребительского кредитования. У нас хорошо растет клиентская база, как за счет малого и среднего бизнеса, так и корпоративного сегмента.
Петербургский филиал по итогам первого полугодия показывает положительный результат по некредитной деятельности. Исторически у нашего филиала высокая доля комиссионных доходов. Это связано с тем, что, как банк с иностранным капиталом и с разветвленной сетью корреспондентских отношений, мы обслуживаем большое количество международных операций и компаний.
Предприятия каких отраслей проявляют наибольшую активность в сфере корпоративного кредитования?
— Мы видим подъем в кредитовании фармацевтической отрасли, активны лесная и пищевая промышленности. Это отражает отраслевые особенности петербургского и северо-западного рынка.
Главное, что в целом есть позитивная динамика, — доход по корпоративному бизнесу в 2018 году вырос на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Сейчас развитие продуктов для малого бизнеса для многих банков стало приоритетным направлением. В чем
особенность работы ЮниКредит Банка с этим сегментом?
— Банки сейчас активно работают с малым бизнесом по ряду причин. С одной стороны, здесь есть, где развернуться с точки зрения роста бизнеса, с другой, – банки активно разрабатывают новые и интересные предложения для компаний, которые помогают им усовершенствовать работу. Что касается ЮниКредит Банка, то мы сейчас делаем ставку на предприятия, которые ведут внешнеэкономическую деятельность. Исторически в Петербурге — в силу близости к порту и к границам с Евросоюзом — работает много компаний, связанных с внешними рынками.
Причем у клиентов есть потребность не только в кредитовании — к нам обращаются и за решениями по комплексному обслуживанию.
Сейчас банки активно развивают онлайн–-платформы. Есть ли спрос на онлайн–услуги в корпоративном
сегменте?
— Запрос на диджитализацию, безусловно, есть. В первую очередь он связан с тем, что время — деньги. И для бизнеса срок исполнения задач и удобство взаимодействия, в том числе по банковским операциям, очень важен. Конечно, мы стараемся идти в ногу со временем и вводить те или иные доработки нашей платформы. Но при этом сохраняется и запрос на личное общение с менеджером. Есть клиенты, которые предпочитают делать все онлайн — покупать и продавать валюту. А есть, особенно среди тех, кто работает с нами более 20 лет, те, кто по–прежнему хочет звонить знакомому менеджеру, слышать его голос и «живые» ответы относительно курса и операций. И это тоже показатель доверия к банку и людям, которые здесь работают.
Как вы видите перспективы банка в будущем, на чем вы будете делать акцент при дальнейшем развитии?
— В первую очередь на качестве сервиса. Сейчас сложно удивить клиента чем–то, на рынке широкий выбор услуг. Поэтому моя задача как руководителя филиала заключается в том, чтобы увеличивать количество клиентов, акцентируя внимание на качестве услуг, которые оказывает наш банк. У нас профессиональный отдел валютного контроля, свой отдел документарного бизнеса — а гарантии и аккредитивы занимают важное место в запросах наших клиентов. У нас сохраняется институт кураторства — и клиенты всегда могут напрямую обратиться к менеджеру и проконсультироваться по любым вопросам. Это то, чем мы ценны, как универсальный банк, для наших клиентов. Поэтому основной фокус мы делаем на том, чтобы больше наших клиентов рекомендовали нас своим партнерам. А банк был бы не просто финансовой организацией, а B2B–площадкой, нацеленной на установку прочных взаимосвязей между компаниями и предпринимателями Санкт–Петербурга и Северо–Западного региона России.