Без учета розницы. В условиях роста оптовых цен независимые АЗС могут уйти с рынка

 

Розничные цены на топливо по–прежнему заморожены на уровне конца мая. Стимулами для дальнейшего роста внутренних биржевых и мелкооптовых цен в августе–сентябре явились воздействие внешних экономических факторов и невыполнение участниками рынка июньских поручений вице–премьера Дмитрия Козака.
Неоднократные письменные предупреждения ФАС России о недопустимости снижения объема биржевых продаж, необходимости выведения товара на биржу всеми основными производителями топлива и ограничении экспорта были фактически проигнорированы.
При этом правительство РФ имеет не только административные рычаги влияния на внутренние цены на топливо, которые, как показали последние события, оказываются не совсем эффективными, но и экономические. Право на существенное увеличение пошлин как самого действенного механизма по снижению привлекательности экспортных поставок пока только задекларировано, но не применяется.
Окончательно не ясны методология и реальная эффективность заложенных в принятом варианте "налогового маневра" демпфирующих финансовых компенсаций для производителей товарных нефтепродуктов, которые вводятся с начала 2019 года.
В условиях роста оптовых цен у независимой розницы не остается альтернативы поднятию розничных цен для сохранения возможности работы на рынке. Ведь при постоянном диспаритете оптовых и розничных цен полное исчезновение независимых АЗС — это лишь вопрос времени.
В условиях уже принятых параметров завершения "налогового маневра" и запланированного использования государственным бюджетом его результатов любые предложения какого–то независимого розничного игрока, направленные на экономическую выживаемость, воспринимаются как незначимые предложения по использованию "пятого колеса в телеге".
Экономические интересы независимого розничного бизнеса фактически игнорируются. И дальнейшее развитие ситуации на внутреннем топливном рынке в условиях продолжающейся заморозки розничных цен будет определяться рядом факторов. Во–первых, мировыми трендами ценообразования нефтяного сырья, во–вторых, эффективностью санкционных действий западных государств и многого другого.
Кроме того, большую роль сыграет эффект предложенного Минфином демпфирующего механизма для производителей. Это окажется особенно важно с наступлением 2019 года с учетом возврата к прежним значениям топливных акцизов, увеличения НДС и роста инфляционных процессов.
Григорий Сергиенко, исполнительный директор Российского топливного союза