Таможня должна давать добро, а не зло

 

С2005 года я имею отношение к таможенному оформлению экспортных и импортных грузов. За 13 лет ситуация в этой сфере не раз менялась. Предприниматели постоянно перекочевывают с одной таможни на другую: они ищут места, где можно быстро оформить груз, минуя бюрократические барьеры.
Бизнесу в первую очередь нужны понятные и предсказуемые правила работы. Именно таким подходом руководствуются компании при выборе места таможенного оформления. Экономика отходит на второй план: она, конечно, тоже очень важна, но она напрямую связана с первым пунктом.
Если в Петербурге начнут действовать понятные правила, таможенный контроль будет осуществляться без перегибов, то все грузы, которые следуют через петербургский порт, а также те, что следуют в другие регионы автотранспортом, будут проходить таможенное оформление именно здесь.
Пока, к сожалению, этого нет. Одна из главных причин — лишение руководителей таможенных постов полномочий в принятии решений на местах. Все вопросы уходят на уровень руководства петербургской таможни. На мой взгляд, руководителю поста на месте ситуация понятнее: они знают предпринимателей и понимают, кто из них кто. Исходя из этого они могут принимать оперативные решения. Если же вопрос решается наверху, то там предприниматели на одно лицо: запускается стандартная бюрократическая машина с немыслимыми сроками исполнения.
Вторая причина задержек и потерь на таможне — ситуация с сертификацией товаров, их маркировкой. Надеюсь, в ближайшее время в этом вопросе наведут порядок, но за последние 5 лет правила игры меняются чуть ли не каждые полгода. Сертификация превратилась в огромный бизнес, который практически никем не контролируется. При этом позиция таможенных органов заключается в том, чтобы подловить предпринимателя на каком–то промахе и оштрафовать.
У меня был случай: мой клиент заказал дорогую мягкую мебель. На маркировке не хватало нескольких строчек с названием и адресом фирмы–производителя. Но регламент требует, чтобы данные сведения были указаны. В итоге мы пережили кошмар, потеряли месяц на перевозки, перегрузки, досмотры и пр. Реальные потери, которые мы понесли в результате, составили около 1 млн рублей. На этом фоне штраф таможни в размере 50 тыс. рублей казался не такой уж и проблемой. Таких случаев много.
Я сам состоял на таможенной службе 7 лет в должности старшего инспектора и точно знаю, что можно принимать разные решения в рамках одного и того же закона, при этом закон, безусловно, будет соблюден.