13:1918 сентября 201813:19
7733просмотров
13:1918 сентября 2018
Егор Бушманов в 2015 году создал питомник «Арника», где выращивает растения для садового и городского озеленения. За 3 года компания обзавелась сотнями постоянных клиентов, в числе которых сетевые гиганты вроде «Макдоналдс», Starbucks и пр. Годовой оборот предприятия — 20–25 млн рублей.
Тернистый путь
Вскоре планы учредителя хозяйства изменились, компания оказалась на грани закрытия. Тогда же Егор занялся привлечением инвестиций для открытия собственного питомника растений. По его словам, идеальный проект требовал 150–200 млн рублей, которые так и не удалось найти. «Планы были грандиозные, — объясняет предприниматель. — Но пришлось начинать с тем, что есть (7–8 млн рублей), — совсем другой масштаб». Бизнесмену не удалось привезти дорогостоящий посадочный материал из Европы, которым торгуют лидеры рынка. Средств хватило только на строительство теплиц площадью 2 тыс. м2 в Павловске, их оснащение и покупку материалов. Егор начинал с выращивания лука — тестировал возможности теплицы. Сейчас он ежесезонно продает до 500 тыс. единиц цветочной рассады и 100 тыс. — овощной. Кроме того, комплекс «Арника» (ООО) располагает 1 га открытого грунта, где бизнесмен размножает многолетники, землянику и клубнику.
Ежегодная выручка компании достигает 20–25 млн рублей — половина ее приходится на дополнительные услуги. Дело в том, что бизнес на растениях носит ярко выраженный сезонный характер — питомник начинает выращивать рассаду в январе и уже к июню ее продает. В остальные месяцы «Арника» занимается озеленением частных участков, ресторанов, офисов, торговых центров и пр. В числе петербургских клиентов компании сети «Макдоналдс», Starbucks и многие другие. Всего у питомника 150–200 постоянных клиентов.
Тонкости производства
«Чаще всего к нам обращаются строительные компании, которые занимаются благоустройством территорий», — отмечает предприниматель. Стоимость заказа может варьироваться от 20 тыс. до 1,5 млн рублей, таких заказов в год удается получить до 300 и более.
В планах Егора — расширить ассортимент за счет кустарников и деревьев, которые он намерен привозить из Бельгии и Германии. «Заниматься выращиванием цветов (питомник предлагает около 50 наименований) с нуля рискованно», — говорит предприниматель. По его словам, рассаду может легко уничтожить неопытный агроном.
«Был даже случай, когда в посевной отсек кто–то впустил кошку и она легла в самое теплое место — под лампочку на рассаду. Тогда я вычеркнул из предполагаемых объемов 20 тыс. цветов», — рассказывает Егор.
Сейчас в Петербурге работает не менее 500 организаций, которые предлагают ландшафтные услуги. Кроме того, в городе несколько десятков питомников, среди крупных — «Россельхозпитомник», «Динос–Парк» и пр.
«Это стабильный сегмент рынка, в каждом районе области работает 8–10 питомников», — говорит Сергей Кравцов, глава компании по благоустройству «Огородоф98». По словам предпринимателя, многие в основном перепродают растения, а не выращивают самостоятельно.
Объем петербургского рынка, по разным данным, может достигать 500 млн рублей.