Взлететь мешает узость мышления. Фотоника в России воспринимается как инновация для IT и военных

 

Фотоника — это очень обширная область знаний. Все, что мы можем получить и использовать при взаимодействии со светом, — это фотоника. Например, оптика в автомобиле — тоже ее элементы. Эта наука проникла во многие сферы нашей жизни, однако мы можем даже не подозревать о том, где она используется. Самый банальный пример — вся оптоволоконная связь, Интернет. Именно использование оптоволокна позволяет связи быть такой быстрой и устойчивой. 100 лет назад нельзя было и подумать, что сегодня мы сможем передавать гигабайты информации через океан за секунды. В области вычислений активно разрабатываются и внедряются оптические процессоры, они заменяют кремниевую электронику. Это позволит решить проблемы роста использования энергии при росте вычислительных мощностей. Или еще одно направление — биофотоника, она дает возможность целенаправленно доставлять лекарственные средства в очаг болезни организма.
По максимуму приложения фотоники используются в квантовых технологиях. Это не только широчайший и достаточно сложный пласт науки, в будущем эти технологии станут гигантским рынком. Эти разработки проникнут практически во все сферы нашей жизни, ускорят передачу информации и позволят хранить ее в больших объемах. И хотя Россия не может конкурировать по финансированию таких разработок с Китаем или США, у нас есть готовящиеся к выходу на рынок прототипы устройств квантовой коммуникации.
В нашей стране очень маленький рынок — как в денежном выражении (на Россию приходятся считаные проценты от общемировых объемов), так и в количественном. Другая проблема в узости сфер применения и однобокости решений. Как правило, технологии нужны в сфере коммуникации и для военной промышленности. Поэтому обычный человек с трудом может почувствовать, что, покупая светодиодную лампочку, он финансирует дальнейшее развитие этого направления.
Общая проблема нашего рынка — в невосприимчивости к инновациям. В мире фотоника обслуживает в первую очередь общество. Базовый заказчик всех положительных изменений — человек. В развитых странах востребованы не только сами научные исследования, но и технологии, потребителями которых являются корпорации, а впоследствии и люди. В нашей стране существует существенный перекос в специальную сферу применений, а заказчик научных достижений в максимальном объеме — государство. И пока здесь будет сохраняться узость взглядов заказчика, будет сохраняться и этот перекос.
Александр Атращенко, советник проректора ИТМО по научной работе