10:5211 сентября 201810:52
462просмотров
10:5211 сентября 2018
Национальная программа льготного автокредитования впервые появилась в 2009 году и на деле доказала свою эффективность. На протяжении почти 10 лет каждый пятый новый автомобиль в России приобретался с помощью государственного субсидирования ставок.
В 2017 году правительство разработало программы "Первый автомобиль" и "Семейный автомобиль", которые предлагали заемщикам скидку в размере 10% от стоимости приобретаемого автомобиля. Эти программы стали сверхпопулярными и разогнали рынок автокредитования до стабильных двузначных показателей роста.
По данным Frank RG, за первое полугодие 2018 года банки выдали автокредитов на общую сумму около 260 млрд рублей, или на 18% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Льготные автокредиты пользовались большим спросом, однако объем субсидий был ограничен. Сегодня программа доступна только для жителей Дальневосточного федерального округа.
Как отреагировал рынок на фактическое завершение льготных госпрограмм? К счастью, он сохранил запас прочности. По данным НБКИ, в июне 2018 года рынок автокредитования сократился на 4,8% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. При этом продажи автомобилей выросли на 6%, согласно "Автостату". Ключевой причиной снижения спроса на автокредиты стала отмена госпрограмм, хотя на ситуации отразились и другие обстоятельства.
Во–первых, на потребительскую активность оказывают влияние масштабные международные события, которые проходят в стране. Покупатели, как правило, откладывают крупные покупки до их окончания.
Во–вторых, продолжилось снижение покупательной способности населения на фоне роста стоимости автомобилей из–за колебаний валютных курсов и инфляционных ожиданий. В–третьих, появляются новые факторы, влияющие на спрос. Например, рост популярности услуг каршеринга и других форм совместного использования автомобилей. Российские покупатели все больше придерживаются европейской модели потребления, обращая внимание на стоимость владения личным транспортом.
Все это, конечно, замедляет спрос на автокредиты. Но такая ситуация типична в основном для летних месяцев, и самое главное — в масштабах России рынок способен сохранить баланс без дополнительных мер поддержки. Существует ряд предпосылок для оптимистического прогноза относительно роста объемов автокредитования в пределах 10–11% до конца года.
Дополнительный импульс рынку может дать развитие онлайн–кредитования, внедрение собственных программ субсидирования ставок автопроизводителей вплоть до рассрочек.
Большой потенциал и у программ по финансированию операций с подержанными автомобилями. Кроме того, запланированное на следующий год повышение НДС может стать мотивирующим фактором для совершения крупной покупки в ближайшие месяцы.
Сергей Озеров, председатель правления Русфинанс Банка