Почта своими руками. ФАС предлагает передать бизнесу часть услуг почты

Автор фото: Ермохин Сергей

Рынок почтовой связи планируют демонополизировать, предложив в том числе малому бизнесу создать частные "отделения связи". Пересылать отправления они смогут, используя инфраструктуру ФГУП "Почта России".

Для развития конкуренции на этом рынке Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предлагает предоставить альтернативным участникам так называемый недискриминационный доступ к сети государственного оператора.

Новый рынок

В случае принятия предложенного ФАС проекта практически все желающие смогут заказывать у ФГУП "Почта России" только часть услуг. Например, самостоятельно оформить посылку или письмо и довезти его до регионального узла, оплатив работу оператора только по доставке отправления до адресата.
Такая возможность будет выгодна, в частности, интернет–магазинам, организаторам директ–мейл и другим участникам рынка доставки. Отдельно можно будет воспользоваться услугами по обработке и сортировке корреспонденции, а также по перевозке по определенному маршруту. В документе подчеркивается, что все отправления, в том числе полученные в промежуточных точках, должны обрабатываться на общих условиях. "Доступ к инфраструктуре должен быть гарантирован в любой части инфраструктуры, где имеется технологическая возможность", — отмечается в правилах.
Монополисту предписывается установить и опубликовать требования к принимаемым отправлениям и другие условия предоставления услуг "по частям". При этом тариф должен обеспечивать возмещение экономически обоснованных расходов и необходимую прибыль. Допускается установление оптовых скидок.
В антимонопольном ведомстве убеждены, что внедрение недискриминационного доступа стимулирует конкуренцию на рынке. "Альтернативный оператор будет самостоятельно оказывать услуги потребителям, используя при этом часть сети почтовой связи субъекта естественной монополии", — пояснила "ДП" начальник Управления регулирования связи и информационных технологий Елена Заева.
Эту идею поддерживают и бизнес–консультанты: "В реализации проекта ФАС я вижу большую перспективу для малого предпринимательства. С безликим и неклиентоориентированным монополистом можно успешно конкурировать за счет более высокого сервиса и внимательного отношения к клиентам", — полагает руководитель бизнес–школы "Вверх" Владимир Маринович.

Мнение участников

Между тем существующие конкуренты ФГУП "Почта России" критически оценивают инициативу ФАС. По словам президента Ассоциации негосударственных операторов почтовой связи Анатолия Родина, у альтернативных служб жесткие сроки доставки — 24 часа в границах субъекта Федерации, 3 суток — в любой населенный пункт России. "Инфраструктура и условия доставки монополиста не могут обеспечить такие временные параметры. Поэтому подготовленный проект не является для нас востребованным. Но мы неоднократно обращали внимание ФАС на то, что ФГУП "Почта России" монопольно предоставлены права беспрепятственного передвижения почтового транспорта по маршруту, на оформление международных отправлений и пересылку переводов. Эти действительно ключевые проблемы не решаются", — констатирует Анатолий Родин.
В свою очередь, сам государственный оператор приветствует внедрение нового проекта и уже начал строительство системы межоператорского взаимодействия.
Вместе с тем монополист считает возможным предоставлять только отдельные услуги по обмену и пересылке письменной корреспонденции, исключив из них отправления с наложенным платежом и описью вложения.
"Предложенная ФАС редакция правил требует существенной доработки", — отмечают в пресс–службе ФГУП "Почта России".
Однако такой подход может сделать весь проект экономически нецелесообразным. Ведь некоторые тарифы на пересылку писем зачастую остаются ниже себестоимости — убытки покрываются за счет кросс–субсидирования внутри госпредприятия. Таким образом, не исключено, что альтернативные "почтовые отделения" вынуждены будут платить за доставку писем монополисту больше, чем он берет за услугу целиком.

Равные тарифы

"Для успешного продвижения на рынок частных пользователей (b2c) у альтернативных "почтовых отделений" должны быть равные условия, в том числе по тарифам. В противном случае такой бизнес обречен", — убежден Владимир Маринович.
Доля негосударственных операторов на рынке простой письменной корреспонденции оценивается в 5–7%, на рынке CEP (экспресс–доставки, курьерской доставки, посылок) — 45%.
В Петербурге открыто 281 отделение связи и почти 1,2 тыс. почтовых ящиков, работает более 2 тыс. почтальонов, ежемесячно отправляется почти 5 млн писем, бандеролей и посылок.