13:0704 сентября 201813:07
8565просмотров
13:0704 сентября 2018
На данный момент нельзя однозначно сказать, что порты Балтийского моря сталкиваются с одинаковыми вызовами. Трудности у каждого свои, и зависят они от специализации терминала, внешних условий и ряда других факторов. Однако у портов Прибалтики есть объединяющая проблема — это уход большой части российских грузов, их переориентация в первую очередь на Петербург и Ленинградскую область. В последнее время мы продолжаем терять грузы, например, Вентспилский порт за период с января по июль 2018 года лишился около 2 млн т по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Также падают объемы грузоперевозок по железной дороге.
Причина снижения грузооборота, конечно, в политике России. И разумеется, такой подход понятен, так как каждое государство хочет развивать собственную экономику. При этом свои преимущества нам хорошо известны — порт Вентспилса незамерзающий и работает круглый год, к тому же у нас развита отдельная специализация по небольшим грузовым партиям. Но и без этого в Вентспилсе самые низкие портовые сборы, которые собирает управление порта.
По крайней мере они ниже, чем в соседних портах, с которыми мы конкурируем. Поэтому мы все же надеемся, что часть российских грузов сохранить удастся.
Взамен тех грузов, что ушли в Россию, мы стремимся привлекать транзит из Казахстана, Белоруссии и, конечно, Китая. За китайские потоки идет жесткая борьба, и все государства в этом соревновании считают свои шансы высокими.
Со своей стороны мы осознаем, что даже существенный приток китайского транзита вряд ли сможет заменить российский. Китайские грузы только начинают появляться на Балтике, и каждому терминалу предстоит проделать большую работу для создания привлекательных условий для грузовладельцев из Азии.
К настоящему времени китайцы сделали важный шаг — приступили к развитию индустриального парка "Великий камень" в Белоруссии. Часть китайских грузов будет генерироваться именно там. При этом я не думаю, что товары оттуда могут пойти в сторону Петербурга, так как поток, скорее всего, будет направлен в сторону Евросоюза.
О борьбе за собственно белорусские грузы, например нефтепродукты, которые Россия также давно пытается перевести на себя, говорить сложно. Позиция Белоруссии ясна и логична — эта страна выбирает тот вариант, который для нее наиболее выгоден с экономической точки зрения.
Серьезного снижения объемов перевалки в портах Латвии, а также Литвы и Эстонии в дальнейшем не ожидается. Однако вряд ли мы сможем добиться роста. Норма грузооборота в новых условиях изменилась.
Теперь наша задача — сделать все возможное, чтобы сохранить этот баланс, в том числе удержать российские грузы, которые еще остались в Прибалтике. Например, нам необходимо сохранить контейнеры российского назначения, которые в латвийских портах составляют меньше половины от общего объема контейнерооборота.
Имантс Сармулис, управляющий свободным портом Вентспилса (Латвия)