Статский советник. О выставке Кульбина в Русском музее

 

Выставки об авангарде в Русском музее делают одна интереснее другой. Новая постоянная экспозиция искусства начала ХХ века стала одной из главных достопримечательностей Петербурга.
Даже странно, что о такой важной для авангарда фигуре, как Николай Кульбин, вспомнили только сейчас. Он, конечно, не был лидером уровня Малевича или Татлина, но представить без него наше искусство невозможно. Художник–дилетант, появившийся на арт–сцене уже сорокалетним, будучи значительно старше большинства авангардистов, он был по совместительству и куратором, и попечителем, и популяризатором нового искусства, а в иных ситуациях даже выгораживал молодежь, если та заигрывалась до крайности.
Прежде чем прийти в искусство, Кульбин сделал карьеру врача. Приват–доцент Императорской военно–медицинской академии, доктор медицины, он работал в Генеральном штабе и дослужился до чина действительного статского советника, то есть генерал–майора. Больших успехов в продвижении в Табели о рангах достиг среди русских художников только действительный тайный советник (считай, адмирал) Иван Айвазовский.
Высокое положение и степенная жизнь почтенного семьянина не помешали Кульбину стать одним из зачинщиков футуристских выходок. Он вошел в круг Давида и Владимира Бурлюка, дружил с Аристархом Лентуловым и Александрой Экстер. В художественной среде начала века его знали все, о чем свидетельствуют многочисленные воспоминания: о нем писали Александр Блок, Николай Евреинов, Сергей Судейкин, Виктор Шкловский и многие другие.
И это притом, что художественная карьера Кульбина была быстротечна. Он пришел в искусство в 1907–м, накануне авангардистской революции, и скончался вскоре после Февральской революции. Хотя большим художником он не стал, за 10 лет он успел так много, что некоторые его заслуги уже забыты. Например, то, что он организовал гастроли вождя итальянских футуристов Филиппо Томазо Маринетти по России. Если бы не Кульбин, Хлебников сгинул бы на фронте в Первую мировую. Посмертно Кульбин выставлялся, как ни странно, только дважды. Предыдущая его небольшая выставка прошла 10 лет назад. Ретроспектива же была аж в 1968–м. Так что осенний сезон в ГРМ открылся большим событием.