Продай авто, купи счеты. Как рост НДС скажется на ценах за бензин

Автор фото: Сергей Ермохин
С 1 января 2019 года нас ждет рост НДС на 11% (с 18 до 20%) и акцизов на бензин и дизтопливо почти в 1,5 раза. Профильный вице–премьер Дмитрий Козак заявил, что это не вызовет скачка цен на нефтепродукты, потому что у государства "достаточно инструментов". Но как это может быть, если 31% в цене бензина (Росстат, 2017 год) — это как раз налоги? Чистая математика показывает удорожание на 56 копеек из–за НДС и на 3,54 рубля — из–за акциза. Всего 4 рубля и 9 копеек, или 9–10% к цене бензина. Такую же цифру назвал глава РТС (Российского топливного союза, объединяет независимых владельцев бензоколонок) Евгений Аркуша в письме в администрацию президента. (Забавно, правда? Казалось бы, при чем тут администрация президента?)
Все прекрасно помнят майский скачок цен на бензоколонках. Почти 6% всего за один месяц. Не удержали. Чтобы остановить бензиновую инфляцию, правительство отменило с 1 июля 2018 года запланированное повышение акцизов и даже снизило их. И теперь ровно на ту же сумму повышает. И что же дает основания Козаку думать, что нового скачка не последует? Инструмент у правительства один — дубинка. Введение экспортной пошлины на нефтепродукты. То есть мы повышаем налоги, а если бизнес примет рыночное решение переориентировать поставки на более выгодные направления (экспорт), то мы ему и там повысим налоги. Чтобы было равновыгодно. Точнее, равноневыгодно…
Замечательный и очень удобный инструмент есть теперь у правительства. Можно поднять налоги не в 1,5, а в 3 раза. И при этом залить внутренний рынок бензином, подняв экспортные налоги в 5 раз. Суперинструмент! Вот только одна проблема. Налоги повышаются на 4,1 руб. / л. А вся прибыль (если верить тому же Росстату) составляет 3,39 руб. / л. То есть все НПЗ и бензоколонки должны начать работать себе в убыток. Понимаете, да? 13 рублей с литра 95–го бензина государство забирает себе в виде налогов и 3,4 рубля оставляет в виде прибыли участникам рынка. А теперь заберет себе еще 4,1 рубля, оставив НПЗ и владельцам бензоколонок убыток 70 копеек с каждого проданного литра.
И так–то норма прибыли у НПЗ (которые как раз и платят акциз) составляет жалкие 4%. Будет ниже нуля. У бензоколонок все получше — к их собственным затратам (без учета оптовой цены нефти) прибыль составляет неплохие 30%. Но будет тоже ниже нуля.
И в голове у Дмитрия Козака так все и будет работать. Без роста цен на бензин. Как бы ему объяснить, что так не бывает? Рынок себе в убыток не работает.
Козаку есть чем компенсировать рост налогов крупным нефтяным компаниям (например, замечательная идея "отрицательного акциза" — дотации из бюджета, но только избранным НПЗ). Но чем и как он компенсирует убытки владельцев бензоколонок? А их, принадлежащих не крупным нефтяникам, а независимым владельцам, в стране примерно треть. Ничем и никак. Более того, это не отдельное решение только для 01.01.2019. Это целая стратегия на несколько лет, которая называется "налоговый маневр в нефтяной сфере".
Если раньше брали налоги с экспорта нефти, что позволяло держать цены для внутреннего рынка чуть пониже, то теперь мы обнуляем экспортные пошлины и увеличиваем налог на добычу. Вместо того чтобы налог платили покупатели из–за рубежа, теперь его будем платить мы все. Когда придумывалась эта конструкция, предполагалось, что допнагрузка на внутреннего потребителя будет компенсироваться для него снижением акциза. Чтобы цены не росли. Так почему же вместо снижения акциза мы видим его рост? Причем сверхбыстрый рост? Цены на бензоколонках в нулевые и 2010–е годы росли примерно с общим темпом инфляции. Но теперь, с принятием закона о "налоговом маневре", будут расти опережающими темпами. Для того этот "маневр" и задумывался. Чтобы еще раз ободрать автомобилистов.