Главный в тундре

В культовом для политтехнологов фильме "Хвост виляет собакой" герой Аль Пачино вопрошает: "Албания? Что мы знаем об Албании?" Своя маленькая Албания есть в России. Ненецкий автономный округ (не путать с Ямало–Ненецким) является самым малонаселенным субъектом Федерации.

Вадминистративном центре Нарьян–Маре проживает менее 25 тыс. человек, всего в округе — около 44 тыс. НАО — полноценный субъект РФ, при этом является составной частью Архангельской области, согласно уставу последней. И вроде как в НАО есть даже врио губернатора Александр Цыбульский. Однако, исходя из уставов и законов, определять власть на Крайнем Севере СЗФО будут только два человека — губернатор Архангельской области Игорь Орлов и президент РФ Владимир Путин.
Где–то здесь формально пройдут и партийцы, но все понимают, насколько формально. Схема действует такая: все партии представляют губернатору Архангельской области Игорю Орлову свои кандидатуры — не менее трех человек. Орлов, в свою очередь, оставив не менее пяти претендентов, передает информацию президенту РФ. Последний затем предложит парламенту НАО сделать выбор в пользу кого–то из трех, а кого–то отсеет. Если большинства в парламенте не получит ни один кандидат, то голосование будет повторным — останется двое, и победит набравший максимальное количество голосов.
Вероятно, эти избирательные перипетии вызваны давно и традиционно непростыми политическими взаимоотношениями между Архангельской областью и НАО. Последний, как известно, давно стремится к большей независимости и желает быть полноценным, а не прицепленным субъектом РФ, пусть и маленьким. Несмотря на то что в 75 регионах губернаторы избираются напрямую, в автономных округах, согласно закону, действует такая сложная схема. Оправдана ли она, или это рудименты так любимого ручного управления в действии — покажет время.

Битва за вахту

На сегодняшний день Игорю Орлову представлены шесть кандидатур от четырех партий.
"Единая Россия" не смогла обойти вниманием врио губернатора Александра Цыбульского, правда, добавила ему немножечко внутренней партийной конкуренции в лице главы сельхозкооператива "Заполярье" Михаила Кислякова, а также главы Тельвисочного сельсовета Александра Кирсанова. И если мы еще можем проглотить главу сельсовета, то в сельхозкооперативе "Заполярье" очень бы хотелось увидеть внутреннюю интригу и попытки местных элит разобраться с "понаехавшими".
КПРФ выдвинула пенсионерку Татьяну Федорову, "Справедливая Россия" традиционно решила не выдвигать никого, пообещав поддержку, верность и присягу выбору президента, ЛДПР настаивает на парламентарии Андрее Смыченкове, а "Родина" — на парламентарии Андрее Ружникове. За гендер ответили только в КПРФ в виде бывшей главы администрации Нарьян–Мара. Хотя, вероятно, женщинам совсем не место в условиях тундры и полутундры. Условная загадка "а где Жириновский?", которого мы наблюдаем на всех выборах, разгадывается просто. Возраст и север. Да и Нарьян–Мар не Москва, как ни крути.

То ли скачок, то ли ссылка

Здесь стоит вспомнить фигуру врио губернатора Цыбульского. Абсолютный москвич, образованный и о 39 годах всего, как сейчас и модно. Цыбульский смог пережить арест своего шефа Улюкаева и остаться замом нового министра Орешкина. Правда, пробыл им недолго.
Менее чем через год он был назначен врио губернатора НАО. После Москвы на Крайний Север — это почти как на лесоповал. То ли карьерный рост, то ли карма догнала. Но вот он совсем недавно встречался с президентом РФ, и если первый закономерно выглядел по струнке, то главный не выглядел недовольным. Так что либо отработка засчитана и Москва зовет обратно, либо северная вахта продолжится.
Недовольство Патриарха Кирилла Игорем Орловым вокруг ситуации с Соловками вряд ли скажется на НАО, а избирающиеся 19 депутатов Собрания депутатов НАО в большей степени озабочены собственным карьерным будущим, нежели фигурой будущего губернатора. Выборы в законодательный орган состоятся 9 сентября. Утверждение губернатора — не позднее 25 октября.
А люди? А что люди? Откровенно говоря, людям пока сложно попасть самолетом в тот же пресловутый Архангельск, а еще они вынуждены думать о дистанционном образовании и телемедицине. Слышали о таком? Нет? В конце концов, что мы знаем об Албании.