Первым делом бизнес, а музыка потом. Барабанщик Вадим Петров продает оборудование "Северстали"

Автор фото: Вадим Петров
Профессиональный барабанщик Вадим Петров сначала открыл бизнес в сфере промышленной автоматизации и уже потом вернулся к занятиям музыкой

Петербуржец Вадим Петров (33 года) 6 лет проработал наемным сотрудником, а потом в партнерстве со своим работодателем создал компанию по продаже оборудования. Оборот его компании Stepmotor в прошлом году составил 54 млн рублей, план на этот год — 62 млн. Среди клиентов компании — "Северсталь", "Морозко" и "Алроса".

Основатель компании Stepmotor Вадим Петров хорошо играет на барабанах. Предприниматель окончил консерваторию имени Н. А. Римского–Корсакова по классу ударных, однако деньги на жизнь решил зарабатывать другим способом. Еще на втором курсе Вадим устроился работать в компанию Magic System, которая разрабатывает и производит системы автомобильной безопасности. Там он проработал около 6 лет.
"Я был менеджером по продажам, руководителем направления по промышленной автоматизации, а после ухода нескольких ключевых сотрудников стал совмещать работу кладовщика, логиста и продажника", — рассказывает Вадим. Интересно, что за всю историю Magic System сотрудники не раз уходили из компании, чтобы открыть свой бизнес в той же или смежной сфере.
Многие из этих фирм работают до сих пор. Stepmotor одна из них. Компания начала работать в 2013 году. "Мне хотелось самостоятельности, и я настоял на том, чтобы отдел, в котором я работал, стал отдельной компанией", — объясняет Вадим Петров. Так и произошло, сейчас Вадим и его экс–работодатель, Magic System, являются совладельцами Stepmotor. Доли распределились поровну, однако молодой компании достался долг 1 млн рублей.

Ресурсный страх

"Груз пришел в старую фирму, деньги за него ей по предоплате внес клиент, а мы в результате остались должны поставщику, — поясняет предприниматель. — Поэтому принялись панически продавать и звонить всем, кого знали. Долг стал ресурсным страхом и подтолкнул к быстрым действиям".
Сначала компания продавала шаговые двигатели, устройства управления и моторы–редукторы, позже к ним прибавились общепромышленные редукторы и вентиляционное оборудование. Клиентами стали производители станков, а также предприятия, которые модернизировали цеха.
Офис Stepmotor находится в Петербурге, но клиентов здесь практически нет. До 50% заказов приходит из Подмосковья, Татарстана и с Урала, часть — из Белоруссии. Среди самых удаленных клиентов — предприятия Владивостока и Якутска. Продукцию Stepmotor везет из Китая, Тайваня, Кореи, России и Германии.
"Стоимость самого большого заказа за историю компании составила 5,5 млн рублей. Это был редуктор для натягивания вант моста на острове Русский", — вспоминает Вадим. Бюджет самого маленького заказа составил 990 рублей. Это был заказ на шаговый двигатель для 3d–принтера.
Сейчас продуктовая линейка компании насчитывает более 30 типов техники для ЧПУ и промышленной автоматизации, в том числе щитовое оборудование, приводные системы, низковольтная электротехника, теплотехника и контроллеры. Впрочем, часто заказчику требуется нетиповое оборудование. "Звонит клиент. У него мотор 1989 года, сделанный в Чехословакии. Нужен такой же. Страны уже нет, этих моторов на рынке не осталась, и производитель перестал существовать. Мы нашли потомка этой фирмы и уложились в срок", — говорит бизнесмен.

Рынок на миллиард

Часто клиенту нужен даже не товар, а решение его задач, объясняет Вадим. Поэтому большим спросом пользуется технический консалтинг. "Мы разбираемся, почему заказчик считает, что эта деталь ему необходима. Часто предлагаем более эффективные решения", — поясняет он. Правильно подобранное оборудование снижает стоимость заказа и расходы на электропотребление на 10–40%.
В компании работают 11 человек. "Самое крутое, что у меня есть, — это мои коллеги. Они намного лучше меня в своих сферах. Свой вклад я никогда не переоценивал, моя задача — не мешать. Я занимаюсь финансами фирмы, общаюсь с поставщиками и ключевыми клиентами", — говорит Вадим.
В планах Stepmotor — увеличить присутствие в Сибири и на Урале, расширить ассортимент, обеспечить поставки собственных частотных преобразователей — инверторов. Первая партия, заказанная в Китае, уже распродана.
Оборот Stepmotor в прошлом году составил примерно 54 млн рублей. Бизнес не мешает Вадиму 3 раза в неделю заниматься музыкой. Вместе с друзьями он играет в группе InJoy. Команда существует год и уже выступает на городских праздниках.
Объем рынка только приводных компонентов для ЧПУ в России оценивается минимум в миллиард рублей, всего рынка промышленной автоматизации — в несколько раз больше.
В сфере поставок оборудования для ЧПУ крупными игроками на отечественном рынке считаются Daerxton, PureLogic и НПФ "Электропривод". Маржинальность бизнеса на этом рынке в среднем составляет 25%. Один из лидеров рынка промышленной автоматизации в целом — компания "Адвента", официальный дистрибьютор Siemens.
"Последние 2 года рынок промышленной автоматизации, по моим ощущениям, растет на 20%. Этому есть несколько объяснений. Без автоматизации сейчас не обходится ни одно предприятие. Кроме того, идет модернизация как у российских, так и у международных заказчиков. Прошлый год был взрывным, поэтому у многих игроков рынка были опасения спада в 2018 году. Однако тенденция роста продолжилась, и можно с уверенностью сказать, что она сохранится и дальше, если не будет серьезных экономических потрясений", — говорит Роман Маликов, генеральный директор "Адвенты".