Битва за Новгород

9 сентября состоятся выборы в Городскую думу Великого Новгорода. Кампания была бы совсем рядовой, однако в регионе есть две особенности.

Новгородская дума еще вполне демократична самостоятельностью тех, кто туда избирается. Как правило, это представители работающих в регионе финансово–промышленных групп, таких как "Деловой партнер", "Акрон" и прочие. Избравшись, они имеют все шансы получить (и получают) некоторые преференции. Быть депутатом там еще престижно — это тот редкий случай, когда мандат дает хоть что–то своему избраннику. Нынешняя кампания не стала исключением: формально возглавляемая руководством субъекта, финансируется она за счет самих кандидатов. Далее начинает работать принцип "кто платит, тот и музыку заказывает". Ответ очевиден: при всей лояльности после выборов всем придется договариваться.
С некоторых пор под предлогом отсечения от избирательных процессов неугодных разных мастей прямые выборы мэра в Великом Новгороде отменены. А значит, влиять на избрание градоначальника будет не только губернатор с половиной конкурсной комиссии, но и депутаты города. Пока они на электоральных полях бьются за голоса избирателей, их капитализация растет.
Позиции нового губернатора Андрея Никитина выглядят крепкими. Всех эмиссаров Кремля на данном этапе благожелательно принимают и местные бизнес–элиты, и политики. И это позволяет на первых порах не тратить силы ни на формальную, ни на официальную оппозицию. В среднесрочной перспективе Никитину как политику, планирующему в обозримое время переход на федеральную должность, интересен не мэр Великого Новгорода, а Москва. Но кроме этого очевидного сценария есть еще один очевидный — задержка кадрового перехода и необходимость продолжить работу на вверенной территории.
Очевидно также и то, что любой мэр является потенциальным кандидатом на должность губернатора (на тот случай, если Никитин уйдет на повышение), а также что именно мэр является ключевым лицом в городе, чей бюджет весьма приятнее, нежели бюджет Новгородской области.
Отношения действующего мэра Новгорода Юрия Бобрышева, возглавляющего город с декабря 2007 года, с губернатором Никитиным вполне рабочие, в отличие от предшественника Никитина бывшего губернатора Митина. История отношений Бобрышева и Митина развивалась преимущественно в конфликтах и судах. Кстати, именно Митин в стремлении избавиться от Бобрышева инициировал отмену прямых выборов мэра. Естественно, Бобрышев, переживший Митина в жесточайшем конфликте, хотел бы сохранить свой пост. Но руководитель местных единороссов Елена Писарева (аффилированная Митину) уже обозначила в качестве возможного кандидата в мэры представителя ПАО "Акрон" Сергея Бусурина. Стоит отметить, что эта бизнес–группа на протяжении многих лет сохраняет серьезное влияние на внутреннюю политику региона.

В ожидании третьего

Тем же временем на авансцене появляется так называемый народный губернатор Михаил Караулов, выходец из другой серьезной финансово–промышленной группы — "Деловой партнер". В лице первых учредителей Виктора Антюфеева и Юрия Горохова она работала в регионе еще со времен губернатора Прусака и, представляя серьезный региональный бизнес, поддерживала тесные связи с политической системой региона. Именно Михаилу Караулову, тогдашнему генеральному директору предприятия, по мере того как главные действующие лица стали отходить от дел, было доверено практически полное руководство холдингом "Деловой партнер". Как политик Михаил Караулов засветился на губернаторских выборах, но так и не смог поучаствовать в них в полной мере. Остались амбиции, связи со старшими товарищами, близкими Бобрышеву людьми — да и экономические интересы, успешно реализуемые долгие годы, также никуда не делись. Сейчас на электоральной полянке в разной политической и партийной окраске (преимущественно от "Справедливой России" и КПРФ), но в едином агитационном стиле идентифицируется минимум восемь кандидатов "группы Караулова": это и борьба за влияние в городской думе, и претензии на кресло мэра.
Анонимные источники указывают на то, что между Карауловым и Бобрышевым, формально не поддерживающим никого, есть договоренность о едином блоке депутатов и их будущем консолидированном голосовании по кандидатуре мэра. Правда, дальше информация разнится: вроде мэром в этой парадигме должен стать Караулов или аффилированное ему лицо, но есть вероятность, что мэром захочет остаться и сам Бобрышев. То есть к первому кандидату добавляются еще два, внешне взаимозаменяемых. Но, если "в друзьях согласья нет", может случиться раздрай. И победит третий, как всегда и бывает.

А что губернатор?

Говорят, губернатор, поддерживающий список "Единой России", взирает на схватку сверху и не испытывает беспокойства по поводу исхода выборов и назначения "правильного" мэра, оценивая степень участия областной администрации как адекватную. Выборы проходят относительно спокойно, а представители администрации рассматривают их в том числе с точки зрения смотрин кандидатуры будущего мэра. Злые же языки говорят, что Никитин вот–вот уйдет на повышение сам, поэтому выборы ему не слишком интересны. Однако в этом случае Новгород могут ожидать интересные пасьянсы, альянсы и праздник непослушания. Ведь многие собеседники шепотом говорят, что Митин на федеральном уровне вовсе не демонстрирует официальную лояльность Никитину. Некоторые еще и указывают на таинственную фигуру назначенного менее 2 месяцев назад нового заместителя председателя правительства Новгородской области Валерия Пикалева, о котором не известно ничего, кроме того, что "с 1994 по 2018 год он работал на разных должностях в органах государственной власти". Однако после выборов в любом случае придется заняться щепетильной бухгалтерской работой и подбить баланс: вопросы "кто платил" и "кто оплатит" и до, и после выборов мэра встанут с новой силой. Скучает только народ. Высокой явки не ждет ни одна из сторон политического действа.

От" редакции

Взаимное влияние

> Очевидной связи между деловым сообществом Петербурга и политическими событиями в соседних регионах нет. Кулуарная позиция бизнеса о политиках "только бы не мешали" тоже известна. Однако социально–экономическое пространство с соседями зачастую одно. А уровень взаимопроникновения обязывает держать руку на пульсе: их политика неизбежно отразится на их экономике, а их экономика — на нашей.