Трансформация неизбежна. Российским вузам придется прививать студентам социальные навыки

  

Проблема нехватки социальных навыков (или, говоря еще шире, soft skills) у молодых специалистов не сходит с уст представителей рекрутинговых агентств и работодателей. Чтобы оценить перспективу, обратимся к опыту более развитых рынков, где влияние социальных навыков в самых разных профессиях смогли оценить через влияние на уровень зарплат на достаточно длительном временном интервале.
Так, в США с 1980 по 2012 год зарплаты специалистов, обладающих сочетанием компетенций в области математики и социальных навыков, выросли на 26%, в то время как зарплаты тех, кто силен в математике, но не обладает серьезными социальными навыками, — всего на 5%.
Вывод: в выигрыше оказываются те, кто располагает и hard skills, и soft skills. Университет Пердью (США) совместно с фондом Гэллопа исследовал 70 тыс. выпускников американских колледжей и выявил шесть наиболее распространенных факторов, которые, по мнению респондентов, оказали положительное влияние на результативность их учебы: способность преподавателя вдохновить, его заинтересованность в развитии студента, наличие у студента ментора, реализация длительного проекта в период обучения, длительная стажировка в реальной организации и яркая студенческая, творческая или общественная деятельность.
Персональный контакт чрезвычайно важен в образовании, это, в частности, один из самых важных способов формирования soft skills у студентов в рамках университетских программ. Российским вузам вне зависимости от их масштаба придется учесть это в своем подходе к подготовке молодых кадров, трансформировать под это свою систему взаимодействия со студентами. Необходимо выстраивать систему менторства старших студентов над младшими, создавать условия для прохождения долгосрочных стажировок, чтобы, вернувшись в аудиторию и вспомнив опыт практической работы, студенты могли эффективно воспринять необходимую информацию от лектора, взять самое нужное. У наших зарубежных коллег есть успешные кейсы, которые нам надо изучать и внедрять в своих университетах.