Сергей Кадочников, директор НИУ ВШЭ в Петербурге Все статьи автора
2 августа 2018, 13:45 529

Трансформация неизбежна. Российским вузам придется прививать студентам социальные навыки

Проблема нехватки социальных навыков (или, говоря еще шире, soft skills) у молодых специалистов не сходит с уст представителей рекрутинговых агентств и работодателей. Чтобы оценить перспективу, обратимся к опыту более развитых рынков, где влияние социальных навыков в самых разных профессиях смогли оценить через влияние на уровень зарплат на достаточно длительном временном интервале.

"ДП" составил рейтинг вузов Петербурга по стоимости обучения

"ДП" составил рейтинг вузов Петербурга по стоимости обучения

31547
Андрей Дорожный

Так, в США с 1980 по 2012 год зарплаты специалистов, обладающих сочетанием компетенций в области математики и социальных навыков, выросли на 26%, в то время как зарплаты тех, кто силен в математике, но не обладает серьезными социальными навыками, — всего на 5%.

Вывод: в выигрыше оказываются те, кто располагает и hard skills, и soft skills. Университет Пердью (США) совместно с фондом Гэллопа исследовал 70 тыс. выпускников американских колледжей и выявил шесть наиболее распространенных факторов, которые, по мнению респондентов, оказали положительное влияние на результативность их учебы: способность преподавателя вдохновить, его заинтересованность в развитии студента, наличие у студента ментора, реализация длительного проекта в период обучения, длительная стажировка в реальной организации и яркая студенческая, творческая или общественная деятельность.

Персональный контакт чрезвычайно важен в образовании, это, в частности, один из самых важных способов формирования soft skills у студентов в рамках университетских программ. Российским вузам вне зависимости от их масштаба придется учесть это в своем подходе к подготовке молодых кадров, трансформировать под это свою систему взаимодействия со студентами. Необходимо выстраивать систему менторства старших студентов над младшими, создавать условия для прохождения долгосрочных стажировок, чтобы, вернувшись в аудиторию и вспомнив опыт практической работы, студенты могли эффективно воспринять необходимую информацию от лектора, взять самое нужное. У наших зарубежных коллег есть успешные кейсы, которые нам надо изучать и внедрять в своих университетах.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама