16:3819 июля 201816:38
1026просмотров
16:3819 июля 2018
В Ленобласти внедряют новые механизмы коммуникации с бизнесом, обеспечивающие снижение административных барьеров в градостроительстве.
Как заработают эти самые механизмы, какие цели ставит перед собой руководство региона и чего от него на самом деле ждут предприниматели — все это обсудили бизнесмены на круглом столе "ДП" с заместителем председателя правительства Ленинградской области по экономике и инвестициям Дмитрием Яловым.
"Деловой Петербург":
Сегодня заниматься развитием экономики в Ленобласти сложно?
Дмитрий Ялов, зампредседателя правительства Ленобласти по экономике и инвестициям:
С одной стороны, легко. Есть порт, граница, крупные инфраструктурные проекты. С другой — сложно: рядом могучий мегаполис Петербург — наш партнер и конкурент, а также вся европейская часть России, где немало регионов с более низкой зарплатой и свободными земельными ресурсами. И мы четко понимаем, что те результаты, которые Ленобласть демонстрирует по объему инвестиций, индексу промышленного производства, — это в том числе результат нашей борьбы с другими регионами России за инвестора.
"ДП":
Прислушиваетесь ли вы к рекомендациям АСИ по работе с инвесторами?
Дмитрий Ялов:
Мы неформально относимся к рейтингу инвестиционного климата АСИ и активно реализуем его рекомендации. В этом году мы улучшили свои позиции в рейтинге на восемь пунктов. Но активно с инвесторами регион работает с 2012 года, когда рейтинга еще не было. Мы создали фронт–офис по работе с инвесторами — инвестиционное агентство Ленобласти. Оно было признано лучшей практикой по стране. Приходишь туда, берешь талончик и сразу понимаешь — это можно сделать в такие сроки и по такому–то алгоритму, а вот это сделать нельзя. Мы ушли от практики, когда инвестору неочевидным образом подбираются земельные участки. Создали информационную систему, где представлены все "пятна" — от государственных и частных собственников. Все открыто — смотрите, выбирайте. Но, поскольку свободных участков с инженерией близко к городу мало, лучше сначала выясните у нас, есть ли там сети, а потом закрывайте сделки.
"ДП":
Чем еще привлекаете инвесторов?
Дмитрий Ялов:
Для инвесторов среднего масштаба важны не субсидии и налоговые льготы — они почти везде одинаковые. Важен порядок взаимодействия с органами власти. При прежнем губернаторе Сердюкове принятие решения по налоговым льготам у нас занимало от 6 месяцев до года. Долго шло согласование, все цифры пересчитывали и давали льготы на период окупаемости проекта. Теперь мы упростили ситуацию. Если вкладываешь 300–500 млн рублей — получаешь льготы на 4 года, 500–600 млн рублей — 5 лет, более 600 млн — 6 лет. И ничего не пересчитываем, потому что понимаем, что это соответствует рыночным реалиям. И порядок упростили — срок получения льгот сократился до 35 рабочих дней. Рекорд был вообще 7 дней. Но нам рано почивать на лаврах. Есть и проблемы — мы их знаем. Это проблемы с граддеятельностью, с получением технических условий, документов, которые предшествуют получению разрешения на строительство, с описанием границ поселений. Тут еще работать и работать. Я сразу сказал коллегам: если мы сделаем единую платформу, на которой будем работать по граддеятельности к следующему году, мы сохраним свои позиции в рейтинге АСИ. Если нет — то нет.
Владимир Жигульский, директор ООО "Эко-Экспресс-Сервис":
Могу подтвердить, что в Ленобласти создаются условия для развития малого и среднего бизнеса. Но инженерная инфраструктура и подключения к ней — это болевая точка. Скажу на примере своей компании. Мы находимся в Шлиссельбурге — осваиваем земельный участок под создание производства бетонных изделий. Мы его выкупили за долги у бывшего хозяина в декабре 2016 года. А в 2017–м запустили производство. Но электричество, воду и газ, хотя все находится в пределах нашего участка, не могли подключить целый год. Сделали это только после вмешательства президента РФ. Ему на встрече со СМИ 3 марта задали вопрос о нас, и он дал поручение Генпрокуратуре разобраться в сроках и стоимости подключения. После этого нас в течение 1 месяца подключили. Когда прокуратура разбиралась, оказалось, что подключение к газовой сети на расстоянии 15 м стоит столько же, сколько подключение на расстоянии 150 м. Разве это нормально? Но, говорят, — по закону. Будут ли пересмотрены тарифы и процедуры подключения?
Дмитрий Ялов:
Подключение — наша ахиллесова пята. Это самая частая история, по которой ко мне обращаются. Наша задача — в партнерстве с отраслевыми комитетами создать единую платформу, где будут находиться все ресурсоснабжающие организации. Чтобы мы не бумагами обменивались, а вживую видели, что происходит — все заявки и текущую работу по ним. В этом перспектива. И это потребует изменения регламентов, которые морально устарели.
А по газу ситуация более простая. Мы ушли от вкусовщины и возможных коррупционных явлений со стороны ресурсоснабжающих организаций и пришли к универсальной истории, когда бизнес платит за единицу ресурса. Неважно — метр или километр от сети — вы платите одинаковые деньги за передачу ресурса. Я понимаю, что вопрос не в деньгах. Многие говорят, да бог с этой стоимостью, мы расходы заложим в смету. Но нам важно знать, что мы построим свой объект и не будем год стоять или арендовать дизеля.
Круглый стол с Дмитрием Яловым. Президент ТД "Вимос" Владимир Гурьев.
Владимир Гурьев, президент ТД "Вимос":
Я хочу поднять вопрос о взаимодействии с федеральными монополистами, например ФКУ "Севзапавтодор". Как вы знаете, реклама — двигатель торговли. Я бы хотел установить рекламные щиты в полосе отвода федеральных автомобильных дорог, но, несмотря на все усилия, до сих пор бьемся с этим вопросом, как об стенку.
Андрей Сергеев, директор ГКУ "Агентство экономического развития Ленинградской области":
Эти рекламные конструкции должны размещать в полосе отвода федеральной автомобильной дороги в соответствии со схемой, утвержденной местными органами власти. Но зачастую никто размещение не согласовывает. В прошлом году инициировали изменение в закон "О рекламе", которое сделает порядок более понятным и прозрачным. А по региональным дорогам мы этот вопрос поднимем.
"ДП":
В правительстве Ленобласти завершается разработка административной реформы. Расскажите о ней.
Дмитрий Ялов:
У этой реформы шесть поднаправлений. Первое — как работать по документам, которые определяют наши приоритеты. Во многих регионах есть стратегии. Но одно дело — их написать, и совсем другое — перестраивать под них свою ежедневную работу. Второе — реинжиниринг стандартных процессов органов власти. Как сейчас? Задача комитета — написать свои замечания на бумагу, документ. А получит человек в итоге разрешение на строительство или нет, мало кого интересует. Поэтому надо собрать весь процесс согласований в одном комитете или найти межотраслевое, но быстрое и прозрачное решение. Третье — тайм–менеджмент. Это проект, чтобы заниматься тем, что важно. Очень серьезный вопрос для органов власти. У нас тяжелый график, и всегда есть 300% вариантов, чем заняться, и лишь 100% времени. Четвертый проект связан с аутсорсингом обеспечивающей функции. Чтобы чиновники занимались нужным делом, их надо освободить от ненужного. У начальника отдела в администрации, например, нет помощника. И если он едет в командировку, сам все заказывает и оплачивает. Делает он это в свое рабочее время. Иногда что–то неудачно покупает — переплачивает, мучается, пишет отчеты. Лучше отдать эту работу на аутсорсинг. Пятое — передача некоторых функций в госучреждения. Понятно, что есть работа, которую могут делать только органы власти. Но есть функции, которые можно делегировать. Шестое направление — кадровое. Мы должны четко понимать, кого хотим принять на работу — по типу корпоративной культуры, по настрою, по ценностям — и как будем этих людей продвигать. Если удастся реализовать все, мы будем эффективнее реализовывать приоритеты, которые поставлены перед нами последними майскими указами президента.
"ДП":
Возможен переезд правительства Ленобласти в Гатчину?
Дмитрий Ялов:
Решение еще не принято. Обсуждается. Мы, конечно, переживаем, что у нас нет своей столицы. Но органам власти запрещено строить новые объекты недвижимости. Потому что есть существующие коммерческие объекты, которые проще арендовать, чем строить новое. Сейчас мы собрали около Смольного комитеты, которые раньше были разбросаны по городу. Не тратим бензин и время на разъезды. Оптимизировали расходы. Но переезд в Гатчину — это вопрос перспективы.
Тарас Гронин, гендиректор Института строительного проектирования "Геодизайн":
Есть большой слой предпринимателей, обладающих коммерческими объектами, производственными и складскими зданиями, созданными до разработки ПЗЗ. И если сейчас применить ПЗЗ и попытаться узаконить эти объекты, их просто не станет. Можно ли объявить амнистию таким проектам?
Дмитрий Ялов:
Истории с амнистией регулируются на федеральном уровне. Их немного. Но они бывают. Если чиновник имеет право пойти навстречу и скорректировать ПЗЗ, он это делает, потому что никто не хочет разрушать бизнес. Но бывают ситуации, когда это просто невозможно по закону. И остается единственный путь — через суд.
Тарас Гронин:
А есть ли возможность применения процедуры перераспределения участков для коммерческих и промышленных объектов?
Дмитрий Ялов:
Перевод участков, предназначенных под жилье, под промку — это редкость. Во–первых, это нерентабельно — участки под жилье стоят дороже промышленных. Во–вторых, есть экологические ограничения. Третье — требуются другие виды и объемы инженерной инфраструктуры.