Три взлета нефти. Продолжится ли рост цен на горючее

 

Считается, что мировым нефтяным рынком правит картель ОПЕК+Россия. Снизив производство на 1,8 млн баррелей, он якобы и поднял нефтяную цену до нынешних без малого $80 за баррель Brent. Но жестикуляция картеля — вовсе не главный фактор, управляющий ценой нефти.
В 2014–м закончилась эра сверхдорогой нефти. Одной из причин была сланцевая революция в США. Весной 2015–го американская нефтедобыча достигла пика — 9,6 млн баррелей и вместе с дешевеющей нефтью пошла вниз — часть сланцевых производств стала убыточными. Цена нефти какое–то время еще продолжала опускаться, и в начале 2016–го достигла минимума — $35 за баррель.
Вслед за этим из–за снижения американской добычи произошел первый ценовой взлет. Уже в середине 2016–го баррель Brent продавался в 1,4 раза дороже — почти за $50. Производство нефти в США к этому времени вышло на минимум — 8,4 млн баррелей в день. Однако повышение цен и обновление технологий к осени того же года подтолкнули американскую добычу к росту.
И тогда же, в ноябре 2016–го, страны ОПЕК в союзе с Россией объявили, что дадут бой нефтяной дешевизне и начиная с 2017–го снизят добычу. В ожидании этого грозного мероприятия произошел второй взлет цен на нефть, куда более скромный, чем первый. С июня по декабрь 2016–го баррель Brent подорожал на одну восьмую — до $56.
Но следующий год долго не оправдывал опековских надежд. В январе–сентябре 2017–го нефть стоила в среднем $53 за баррель. Стабилизация цен на умеренном уровне не приносила странам–нефтеторговцам ожидаемых барышей, зато поддерживала американскую нефте– и газодобычу и способствовала отступлению картеля с привычных рынков. К началу 2018–го американская нефтедобыча выросла до 9,9 млн баррелей. А сейчас США, обогнав Саудовскую Аравию и сравнявшись с Россией, производят 10,9 млн баррелей (на 2,5 млн баррелей больше минимума двухлетней давности). Американский экспорт нефти (в прошлом году он составлял 0,6 млн баррелей) в отдельные недели достигает сейчас 3 млн баррелей в день.
Однако с осени 2017–го и по сей день происходит новый, уже третий по счету взлет нефтецен. Они выросли еще в 1,4 раза. И это происходит вопреки американскому нефтяному процветанию и на фоне распада картеля ОПЕК+. Картель согласился увеличить добычу на 1 млн баррелей. А фактически производство уже выросло и в России, и в Саудовской Аравии.
Причина третьего взлета — в американских санкциях против Ирана, могущих сократить его экспорт на 1–1,2 млн баррелей, в распаде экономики Венесуэлы, нефтепоставки которой упали на 1 млн баррелей, и в хаосе в Ливии, из–за чего ее экспорт ниже, чем в эпоху Каддафи, на 0,5–0,8 млн баррелей. Санкции и смуты, постигшие врагов Соединенных Штатов, отобрали или вот–вот отберут у мирового рынка добрых 3 млн баррелей. Это падение пока не компенсирует даже стремительный американский рост.
Продолжит ли дорожать нефть? Зависит от того, как быстро станут покрывать ее дефицит саудиты и россияне. Стимулы есть. Российские нефтеторговцы очень дорожат китайским рынком и озабочены притоком на него нефти из США. У Саудовской Аравии есть резервные мощности на 2 млн баррелей и желание отомстить Ирану, с которым она воюет в разных краях. Если оба главных члена распавшегося картеля расстараются и не грянет ничего принципиально нового, то нефть дорожать перестанет. Но что–то новое случается всегда. Поэтому прогнозы знатоков на вторую половину 2018–го так сильно различаются между собой.