В июле 1891 года были запатентованы дорожные чеки "Американ Экспресс".
Представьте себе на миг, что вы — благородный (а какой же еще?!) разбойник с Дикого Запада. Вместе с бандой соратников вы останавливаете дилижанс, едущий с восточного побережья, и обнаруживаете в нем зажиточного путешественника, явно не стесненного в средствах. Радостно вытряхиваете саквояж и бумажник этого жирного гуся и… отправляетесь прочь практически ни с чем. Потому что деньги он везет с собой в таком виде, что для вас как для грабителя они совершенно бесполезны. Разочарование и обида просто вгоняют вас в депрессию. Примерно на это и рассчитывал Джеймс Фарго, владелец American Express Company, когда придумывал дорожные чеки. Патент на это его изобретение был выдан в июле 1891–го.
Бандиты в декорациях
Надо сказать, что о дорогах, разнообразных дорожных рисках и опасностях, которые могут встретиться в пути, Джеймс Фарго знал больше, чем кто бы то ни был. Еще бы! Ведь он был младшим братом, партнером и наследником Уильяма Фарго — основателя Wells Fargo & Company, фирмы, которая занималась перевозкой товаров и грузов из Нью–Йорка и Баффало в глубь американского континента, на запад. Компания была крупной, — почти 1 тыс. представительств в 10 штатах, крепчайшие связи с местными банками и железнодорожными компаниями, собственное, как теперь сказали бы, охранное предприятие, больше похожее на маленькую армию. К 1873 году она выросла еще больше, поглотив между делом своего главного конкурента, и стала называться American Merchants Union Express Co, или, сокращенно, "Американ Экспресс".
И тем не менее периодически грузы Wells Fargo не доходили до адресата: в стране шел процесс первоначального накопления капитала. В общем, если из классического вестерна вычеркнуть коварных индейцев (их, как коварных, так и благородных, к тому времени осталось уже совсем мало) и мужественных ковбоев (на практике, в отличие от кино, они были, как говорится, не при делах), а оставить в привычных нам декорациях бандитов и регулярную армию США, — это будет неплохой иллюстрацией той эпохи.
Суть изобретения Джеймса Фарго была проста и изящна. Но реализовать его оказалось возможно только после того, как банки стали сетевыми, а города и веси объединили между собой телеграфные линии. Отправляясь в дальний путь, можно было прийти в отделение "Американ Экспресс" и обменять наличные деньги на дорожные чеки различного номинала. Банковский клерк просил клиента поставить на них подпись, которую заверял печатью. С этого момента дорожный чек становился "полуфабрикатом" платежного документа.
Нечего взять
Чтобы вновь получить наличные, нужно было обратиться в отделение компании уже по прибытии на место. Оттуда, во избежание недоразумений, связывались по телеграфу с подразделением, выдавшим чек, сверяя его номер, — разумная мера предосторожности, учитывая, что большинства защитных элементов, характерных для современных платежных документов, еще не придумали. А затем клиент должен был поставить на чеке свою подпись второй раз. Если сигнатуры совпадали, — можно было тут же получить наличные.
Нет–нет, разумеется, различного рода векселя и платежные поручения были в ходу еще со времен крестовых походов. Но вексель мог предъявить кто угодно. А дорожный чек "Американ Экспресса" был непосредственно привязан к личности предъявителя. Представлял собой на ту пору единственный в своем роде абсолютно защищенный финансовый инструмент. Красть или отнимать его было совершенно бесполезно — в чужих руках он превращался просто в кусок бумаги.
Нововведение оказалось настолько же удобным, насколько популярным. Всего через несколько лет подразделения компании, занимавшиеся исключительно эмиссией чеков, открылись в Париже, Лондоне и Берлине, а в течение полутора десятилетий — в Аргентине, Бразилии, Индии, Китае, Японии, Египте. Мало того, к концу Первой мировой это направление деятельности стало для компании основным. А в 1919 году была создана фирма The American Express Co, занимавшаяся исключительно международными банковскими операциями.
Детище братьев Фарго процветает и сегодня. Несмотря на то что в обиходе давно появились банковские карты, дорожные чеки "Американ Экспресс" по–прежнему можно приобрести, отправляясь в дальний путь, хотя кредитки давно стали и распространеннее, и надежнее. А вместо доставки грузов у компании появилось множество других направлений деятельности — от брокерских услуг и инвестирования до издания СМИ.