Как заразить студента бизнес–вирусом

  

Одной из важнейших причин низкого качества проработки проектов является недостаточное внимание предпринимательской компоненте в системе российского высшего образования. Связь здесь прямая. Именно университеты являются своеобразными "скважинами", к которым "прикручивают" "трубопроводы", построенные венчурными фондами в поисках новых проектов. Например, выпускники первой пятерки университетов США за последние 10 лет создали 3 747 компаний и привлекли $72 млрд инвестиций.
Мы не склонны переоценивать значение студенческого предпринимательства (часто успешными предпринимателями становятся люди среднего возраста), но очевидно: если уже в вузах развивать предпринимательские навыки, то вероятность того, что выпускник запустит свой стартап, гораздо выше. Разумеется, ситуация, при которой все выпускники станут предпринимателями, невозможна. Недавний опрос ВЦИОМ показал, что только 22% людей готовы к началу предпринимательской деятельности. Это меньшинство будет формировать новую экономику, генерировать поток проектов.
Для нашего студента бизнес–карьера менее желанна, чем карьера в условном "Газпроме". Это связано с непониманием, с чего начать, с отсутствием идей и с чрезмерным присутствием государства в экономике, оставляющим не так много ниш малому бизнесу. Еще одна причина — социокультурные особенности российской молодежи: низкая склонность к риску (об этом говорит исследование World Value Survey) и низкая толерантность к ошибкам.
Большинство студентов не видят ­перед собой примера реальных бизнесменов в стенах вуза, и большинство препо­давателей не имеют практического опыта работы в том же маркетинге или экономике, поэтому знания не всегда носят­ актуальный и прикладной характер. Ведущие университеты в РФ уже запустили элементы "инновационной инфра­структуры". В Петербурге лидерами этого процесса являются ИТМО и Политех. Действуют частные (фонд Рыбакова) и государственные (магистерские программы РВК, курсы ФРИИ, университет "Сколково") федеральные программы. Почти все нацелены на ту часть студенчества, которая уже заражена вирусом стартапера. Большая же часть не имеет доступа к бизнес–образованию. Бороться с этой проблемой можно, если внедрить практико–ориентированные курсы. Именно такой курс для студентов бакалавриата инженерных и естественно–научных специальностей был разработан РВК, ИТМО и МГУ. Наша цель на 3 года — не менее 50 тыс. студентов, ежегодно проходящих обучение. Если 5% из них создадут стартап, это будут дополнительные 2–5 тыс. проектов каждый год.