Еще один островок стабильности: взгляд на экономику Турции

 

Победа Реджепа Тайипа Эрдогана в первом же туре президентских выборов в Турции стала очередным примером того, как опыт и сильная харизма выигрывают политические баталии в современном мире. Одним из предыдущих примеров этой весной стала Россия. Что ж, мы далеко не одиноки в своем уповании на сильного лидера, излучающего уверенность в своей правоте и внушающего веру в светлое будущее.
Эксперты отмечают, что переизбранный турецкий президент правит уже 15 лет и имеет шансы оставаться у власти еще столько же, если позволит здоровье. В позапрошлом году он успешно подавил попытку госпереворота, а в прошлом году в ходе референдума расширил властные полномочия. Теперь мало кто и мало что может помешать Эрдогану вести страну к процветанию выбранным им путем. Кроме, пожалуй, объективных законов макроэкономики.
ВВП Турции вырос в прошлом году на 7,4% и в этом, скорее всего, продолжит рост похожими темпами. Правда, оборотной стороной такого роста является обвал курса турецкой лиры. По отношению к российскому рублю, например, лира подешевела за год более чем на 20%. Еще прошлым летом за лиру давали более 17 рублей, а нынче — менее 13,5. Для населения, хранящего сбережения в турецкой валюте, в этом нет ничего хорошего. Зато для бизнеса — благодать. Поток российских туристов, да и не только российских, надо думать, будет только нарастать.
В России все иначе: низкий экономический рост и сравнительно стабильный курс рубля. И российское, и турецкое состояние экономики, очевидно, не навсегда. У нашей страны настанет период, когда никакие силы не удержат рубль от очередного обвала. А у Турции впереди обязательно будут периоды экономического спада.
Главная проблема обеих наших экономик, как и других развивающихся стран, — сильная зависимость от глобальных трендов. А в мире разворачиваются торговые войны и сворачивается монетарное стимулирование. Рано или поздно это приведет к бегству капиталов в "тихие гавани", то есть к уменьшению кредитных мультипликаторов и распродаже активов развивающихся стран. Вот тогда вере в стабильность при сильных лидерах придется пройти проверку на прочность.