Центробанк России опубликовал проект указания о предельных размерах тарифов по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО). Это первый шаг по изменению тарификации в ОСАГО, говорится в документе ЦБ.
Согласно проекту, базовый тариф по полисам расширится вниз и вверх для всех видов транспорта на 20%, вверх — для всех видов транспорта, кроме мотоциклов и легковых автомобилей юридических лиц. Для них верхняя граница поднимается на 10,9 и 5,7%. Базовые значения тарифа для мотоциклов и мотороллеров составят от 649 рублей до 1407 рублей, для транспортных средств категории B юридических лиц — 2058–2911 рублей, для физлиц в той же категории — 2746–4942 рублей.
На фото: Предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их
минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях), ТБ
Документ также предлагает реформировать систему скидок и надбавок за "аварийность" водителя, коэффициент бонус-малус (КБМ). Сейчас КБМ рассчитывается на дату истечения срока договора последнего ОСАГО. Центробанк хочет упростить вычисление тарифов и снизить число нарушений при применении коэффициента. С 1 января 2019 года регулятор планирует закрепить за каждым водителем страховую историю (сейчас в некоторых случаях человек может иметь разные КБМ как водитель и как владелец транспортного средства). Это позволить избежать случаев обнуления страховой истории водителя при перерыве в вождении. Юридическое лицо будет получать единый для всех машин в автопарке КБМ, что упростит проведение конкурсов на заключение договоров ОСАГО. Когда изменения по КБМ вступят в силу, то есть 1 января 2019 года, всем водителям, у которых в базе Российского союза автостраховщиков (РСА) числится более одного значения коэффициента, будет присвоено меньшее из них.
На фото: Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия
страхового возмещения, осуществленного страховщиками в
предшествующие периоды
при осуществлении
обязательного страхования
(коэффициент КБМ).
Изменения коснутся также градации коэффициента возраста и стажа водителя (КВС). Сейчас коэффициент составляет от 1 до 1,8, а будет — от 0,96 до 1,87. Вместо четырех ступеней градации будет 50. Для наиболее опытных водителей возраста среднего и старшего возраста значения КВС будут снижены, а для молодых и неопытных — повышены.
На фото: Коэффициент страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа
водителя, допущенного к управлению транспортным средством
(коэффициент КВС)
Как отмечает "Коммерсант" со ссылкой на Российский союз автостраховщиков, сегодня полис ОСАГО стоит в России 5,8 тыс. рублей, а подорожает до 7,8 тыс. рублей. Так, как отмечает издание, неопытному молодому водителю мощного автомобиля из убыточного для страховщика региона придется отдать за полис 31 тыс. рублей вместо 25 тыс. рублей. При этом самому опытному и "безаварийному" водителю полис ОСАГО обойдется всего в 1,7 тыс. рублей, что втрое ниже среднероссийской премии.
Документ Центробанка пока носит статус проекта. Его предстоит утвердить совету директоров регулятора, после чего он вступит в законную силу.
Согласно закону об ОСАГО, Центробанк может менять тарифы, но не чаще раза в год. Пока регулятор пользовался правом дважды, оба раза повышая тарифы. Последний раз цены на ОСАГО поднялись в апреле 2015 года.
Сейчас стоимость ОСАГО зависит от региона, мощности двигателя, стажа и возраста водителя, коэффициента бонус-малус, который предусматривает скидки за безаварийную езду и надбавки за ДТП.