Совладелец холдинга "Адамант" Михаил Баженов Все статьи автора
4 июня 2018, 14:11 1308

Совладелец холдинга "Адамант" Михаил Баженов дал четыре совета компаниям о том, как избежать болезни роста

Большая часть малых компаний не вырастает в средние, а средние — в большие не из–за внешних факторов, а из–за внутренних барьеров. Проблеме масштабирования бизнеса была посвящена бизнес–баня, которую впервые устроило в Петербурге в нулевой день ПМЭФ бизнес–сообщество "Атланты", где я был спикером. Это было действительно очень интенсивное обсуждение, 150 предпринимателей работали в малых группах с участием экспертов.

С проблемами роста сталкиваются все, так что тема, что называется, "зашла". До определенного момента бизнес может развиваться на энтузиазме владельца–гендиректора. Однако потом неизбежно начинаются болезни роста, но от этих болезней есть прививка. На основании своего бизнес–опыта (а "Адаманту" уже больше 25 лет) я сформулировал несколько самых важных ее составляющих.

Крайне реалистично оценивайте ожидания от расширения бизнеса, смета должна быть продумана до деталей. Опыт показывает, что для успеха нужно заложить к плановым инвестициям еще 20% сверху, продумайте это заранее. Будьте пессимистами. Во всяком случае, в отношении прибыли. В течение года, а то и двух работать придется в минус. Нужно иметь ресурсы, чтобы пережить этот период.

Не спускайте всю прибыль. Себе я рекомендовал бы оставлять лишь 5% от нее, все остальное — в развитие и расширение. При этом в масштабирование бизнеса лучше вкладывать свои средства. Осторожнее с партнерством. Основной принцип для мелкого и среднего бизнеса: можешь сделать сам — делай сам. Даже если партнер тоже согласится на этапе развития оставлять себе не больше 5% прибыли, в отчетности это будет уже 10%. Во избежание конфликтов нужно проговорить максимально возможное количество ситуаций "на берегу" и прописать это в договоре.

Не увлекайтесь развитием на кредитные средства. Банковское финансирование нужно лишь в исключительных случаях, лучше занять под залог имеющихся активов у друзей. Продавцы кредитов в банках вежливые и милые, "проблемщики" же имеют большой набор инструментов для осложнения жизни закредитованного бизнесмена. Если инвестиций требуется много, всеми силами удерживайте пропорцию 50 / 50 в отношении собственных и кредитных средств.

Учитесь разбираться в управленческой отчетности, чтобы правильно оценивать текущую ситуацию, а то прибыль, например, часто путают с задолженностью контрагентов. Ключевое внимание — на команду. Учитесь выявлять людей с лидерскими качествами. Сначала они могут участвовать в операционной прибыли, а потом претендовать и на опцион. Важно не только финансовое, но и моральное поощрение.

Новости партнеров
Реклама