14:2124 мая 201814:21
37622просмотров
14:2124 мая 2018
Российская экономика не имеет никаких шансов на ускорение роста без увеличения инвестиций. Главная надежда правительства в связи с этим – что деньги на инвестиции даст население, которое станет самостоятельно копить на пенсию.
На утренней панельной сессии ПМЭФ "Российская экономика на траектории роста: вызовы и решения" развернулся традиционный спор топовых финансовых чиновников страны о том, кто же должен подпитывать денежными ресурсами отечественную экономику. В предыдущие годы подобные споры чаще всего заканчивались ничем: представители Минэкономразвития намекали, что хорошо бы смягчить денежно-кредитную политику Банка России, чтобы удешевить банковские кредиты, или потрясти бюджетную кубышку, чтобы добавить госинвестиций. Но представители Минфина и Центробанка РФ, естественно, возражали, что им надо обеспечивать бюджетную стабильность и снижение инфляции. Это, мол, и инвесторам должно нравиться. А стимулы для инвестиций как раз должно обеспечивать Минэкономразвития и другие министерства.
На этот раз участники дискуссии, похоже, нашли крайнего, на которого можно возложить ответственность за экономический рост, — население. Это устроило всех присутствующих, поскольку представителей этого самого населения среди них не оказалось.
За миром не угнаться
Читайте также:
ПМЭФ 2018
ПМЭФ-2018. День первый. Онлайн-трансляция
Для начала одна из участниц дискуссии, директор-распорядитель Международного валютного фонда (МВФ) Кристин Лагард, напомнила, что среднемировой экономический рост в 2018 году ожидается на уровне 3,8-3,9%. Между тем для российской экономики МВФ на днях сохранил прогноз роста в 2018 году на уровне 1,7%. Прогноз на 2019 год — 1,5%. То есть экономика РФ, по мнению МВФ, будет отставать от мировой в 2 с лишним раза.
Банк России, судя по его последним прогнозам, ждет роста валового внутреннего продукта (ВВП) РФ в 2018-2020 годах в диапазоне 1,5-2%. Минэкономразвития чуть более оптимистично: в базовом варианте прогноза на 2018 год ожидается рост ВВП РФ на 2,1%, в 2019-м — на 2,2%, в 2020-м — на 2,3%.
Антон Силуанов, первый зампредседателя правительства и министр финансов РФ, отметил, что Россия отстает от стран, показывающих высокий экономический рост, по доле инвестиций в ВВП. "Уровень инвестиций в России — 21,5% ВВП. А для того, чтобы расти на 3% в год, нам нужно увеличить этот показатель как минимум до 25%, — заявил он. — Вопрос: где взять инвестиции? Безусловно, это должны быть не только бюджетные деньги, это деньги инвесторов, которые должны их принести. А государство должно создать стабильные условия".
Антон Силуанов, первый зампред правительства РФ
По данным Росстата, инвестиции в основной капитал в России в I квартале 2018 года выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 3,6%, до 2,3 трлн рублей. Для сравнения: в I квартале 2017 года инвестиции в основной капитал показали рост на 2,3%, а за весь 2017 год — на 4,4%. Тем не менее премьер-министр РФ Дмитрий Медведев охарактеризовал недавно рост инвестиций в основной капитал в России как "достаточно вялый".
Пенсионные накопления пустят в дело
Чтобы привлечь частные средства в развитие экономики, правительство, по словам Силуанова, намерено запустить механизм индивидуального пенсионного капитала (ИПК) и таким образом стимулировать граждан создавать пенсионные накопления. "Восстановим этот инструмент, для того чтобы, с одной стороны, обеспечить устойчивость пенсионных прав наших граждан, а с другой — получить длинные ресурсы", — расписал преимущество данной идеи глава Минфина.
На закономерный вопрос модератора сессии о том, как же это сделать после того, как в 2014 году у граждан фактически отняли пенсионные накопления, заморозив их, первый вице-премьер не моргнув глазом заявил: "Это немножко другое", — пояснив, что заморожены были обязательные отчисления, а сейчас государство делает ставку на добровольные накопления граждан.
Министр экономического развития РФ Максим Орешкин также заявил, что увеличить долю инвестиций в России до 25% ВВП невозможно без развития накопительной пенсионной системы. "Если у нас в стране за ближайшие 6 лет не появится мощная в соотношении с размером экономики накопительная пенсионная система, система страхования жизни, говорить о росте инвестиций, конечно, не приходится", — отметил он.
Ранее цель в 25% по доле инвестиций в ВВП ставил перед правительством президент России Владимир Путин. Он поручил правительству совместно с Банком России к 15 июля 2018 года разработать и "утвердить план действий по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению до 25% их доли в ВВП". Ответственными за выполнение этой задачи глава государства назначил Дмитрия Медведева и главу Центробанка РФ Эльвиру Набиуллину.
Между тем представители пенсионной отрасли неоднократно выражали скепсис по поводу склонности граждан копить на пенсию в рамках механизма ИПК, предусматривающего добровольные отчисления 6% от зарплаты. Так, президент Национальной ассоциации пенсионных фондов (НАПФ) Константин Угрюмов на прошлой неделе в Петербурге на конференции Investfunds для участников рынка коллективных инвестиций в очередной раз прошелся по этой теме, сказав, что вряд ли население понесет деньги в ИПК, поскольку доверия к государственным идеям по пенсионному обеспечению после заморозки накоплений в 2014 году у граждан нет. Ситуацию, по мнению Константина Угрюмова, могло бы поменять государственное софинансирование пенсионных накоплений, но пока об этом речи нет.
Дефицит инвестиций, а не кредитов
Эльвира Набиуллина в очередной раз указала на то, что текущие темпы роста российской экономики, в пределах 1,5-2%, соответствуют потенциальному темпу роста. Это означает, что экономика не сможет ускориться без структурных изменений, как бы ее ни стимулировали финансово. Фискальные или денежные стимулы приведут к краткосрочному всплеску экономики, но затем обернутся скачком инфляции и замедлением, считает глава Центробанка РФ.
Набиуллина заявила, что по поводу пенсионных накоплений у Банка России единая позиция с Минфином: накопления надо вернуть в финансовую систему, так что концепцию ИПК нужно поскорее принять. Но, кроме пенсионных денег, есть еще страхование жизни и коллективные формы инвестиций, которые тоже могут служить источником длинных денег в экономике, собирая ресурсы у населения.
По словам Набиуллиной, когда заходит речь о финансировании экономического роста, в первую очередь вспоминают о банках. "Банки наращивают кредитование экономики. В прошлом году оно выросло на 6,5%, в этом году к 1 мая — около 8%. Но, на мой взгляд, проблема финансирования экономического роста — это не проблема дефицита кредита, а проблема дефицита инвестиций, потому что долговое финансирование роста имеет свои пределы. Нам нужны источники капитала".
Глава Банка России также добавила, что в корпоративном секторе в основном кредитуются сделки слияния и поглощения, а не расширение производства, поэтому регулятор будет стимулировать второе и дестимулировать первое. Кроме того, он будет дестимулировать необеспеченное потребительское кредитование, хотя оно тоже работает на рост экономики через увеличение спроса. Но при этом увеличивает и риски банковской системы.
В общем, из слов Эльвиры Набиуллиной можно сделать простой вывод: регулятор против того, чтобы риски вложений в экономику ложились на банки. В принципе, банки, набравшие депозитов населения на 26 трлн рублей, вполне могли бы направить этот ресурс на финансирование экономического подъема. Но при этом им пришлось бы взять кредитный риск полностью на себя, ведь большинство вкладчиков получают свои деньги в полном объеме либо от банка, либо, в случае его несостоятельности, от системы страхования вкладов. С точки зрения Банка России, лучше бы возложить риски на население. Если экономика не оправдает ожиданий — это уже будут проблемы граждан, а не банков.
Инфраструктура в долг
Упор на пенсионные накопления граждан для роста экономики может и не понадобиться, учитывая резкий рост доходов бюджета в связи с взлетом цены нефти на мировом рынке. Цена барреля сорта Brent в последние дни несколько раз поднималась выше $80. В рублях баррель Brent стоит около 4,9 тыс. рублей, тогда как в российский бюджет этот параметр заложен на уровне немногим выше 3 тыс.
Согласно предложенному недавно Минфином проекту поправок в бюджет, профицит федерального бюджета в 2018 году может составить 440,6 млрд рублей вместо ожидавшегося ранее дефицита. Как отмечается в законопроекте, Минфин ожидает профицит бюджета в 2018 году на уровне 0,45% ВВП вместо дефицита 1,3% ВВП. Такое внезапно свалившееся на страну богатство, очевидно, позволит увеличить стимулирование экономики за счет казны.
Как рассказал Антон Силуанов, государство создает фонд для вложений в инфраструктуру, которая впоследствии будет привлекать частных инвесторов. Этот фонд будет создан в 2019 году и на протяжении 6 лет будет осуществлять массированные инвестиции в инфраструктурные проекты, объемом до 3% ВВП. "Это деньги не от конъюнктурных доходов, не от нефти и газа", — заявил Силуанов, добавив, что эти деньги будут привлечены за счет заимствований.
Министр финансов также упомянул об изменениях налоговой системы, которые в том числе предполагают снижение налогов, которые негативно влияют на бизнес, а также упрощение налогообложения малого бизнеса.
Кристин Лагард отметила, что небольшое увеличение госдолга, который в России очень низок относительно среднемирового уровня, ради вложений в инфраструктуру, возможно, будет полезным.
Глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин поддержал эту точку зрения, напомнив, что, когда он был министром финансов РФ, госдолг составлял 8% ВВП, сейчас он находится на уровне 13% ВВП.
Эльвира Набиуллина также выступила в пользу небольшого увеличения заимствований ради инвестиций. "Государственные инвестиции за счет долга дают мультиплицирующий эффект в виде роста частных инвестиций, — отметила она. — Однако если они не дают такого эффекта, то тогда нет смысла финансировать такие расходы". По мнению Эльвиры Набиуллиной, рассмотреть снижение налоговой нагрузки также имеет смысл.
Впрочем, Алексей Кудрин несколько охладил энтузиазм чиновников по поводу распределения нефтяных сверхдоходов бюджета и увеличения заимствований, напомнив, что 3 года назад резервный фонд правительства составлял $165 млрд, но за эти 3 года в связи с обвалом цен на нефть и уменьшением доходов бюджета было потрачено $90 млрд. Осталось $75 млрд. "Понятно, что сейчас высокая цена на нефть, и вроде резервы мы теперь тратить не будем. Но цена может через год, или два, или три стать снова $50 за баррель. Это первый большой риск. Второй риск в том, что если в России не будет запущен экономический рост и мы также останемся на потенциальном уровне 1,5-2%, то возникнут вопросы роста реальных доходов населения и поддержки отдельных групп населения. Будут попытки перераспределять ресурсы в сторону этой поддержки, что не будет способствовать росту экономики. Поэтому важно запустить рост, пусть даже с использованием заимствований".
Алексей Кудрин, глава счетной палаты РФ
По мнению Кудрина, для экономического роста необходимо вернуть доверие инвесторов, в том числе и с помощью начала реформ. Если это удастся, может быть, тогда и население направит деньги на инвестиции. Не из-под палки, а добровольно.