Дискуссионное: российская культура сделки на ПМЭФ-2018

 

В самом популярном руководстве по деловому общению Дейла Карнеги содержится множество советов о выстраивании эффективной коммуникации. Но коротко их можно передать двумя словами: "Слушайте и кивайте". Вашему собеседнику будет приятно от самого факта, что нашелся хотя бы один человек, готовый без возражений согласиться с его словами. И именно вы станете тем человеком, который доставил ему эти приятные эмоции.
Сказал ли ваш собеседник правду? Согласны ли вы с его мнением? Неважно. Вы встретились не для спора об истине, а для озвучивания своих позиций. Вы готовы друг друга слушать, и это хорошо само по себе. Вы не одиноки, с вами готовы общаться — вот вам ситуация взаимного выигрыша, win–win.
В чем же заключается выигрыш? Именно в том, что каждый из участников встречи получил представление о том, что его собеседник считает важным озвучивать. Не считал бы важным — промолчал бы.
Надо ли ожидать от такого общения каких–нибудь больших результатов? А вот это необязательно. Мы собрались не для дел, а именно для разговоров. Дела (особенно большие) не делаются в одну минуту, ошибки (тем более большие) быстро не исправишь. Но путь к большим делам начинается с малых слов.
В какой же момент слова оборачиваются настоящими делами? Это на самом деле вопрос принципиальный, особенно когда мы говорим о таком мероприятии, как экономический форум.
В чем отличие Петербургского международного экономического форума от Всемирного экономического форума в Давосе? Именно в том, что World Economic Forum — это в первую очередь "про слова". Там не заключают сделок, не подписывают финансовых соглашений, не презентуют инвестпроекты. В Давосе разговаривают, дают старт социальным инициативам, представляют результаты экономических исследований. Рассуждают, ищут сходство или различие позиций. Говорят.
Петербургский форум в этом смысле выглядит более деловым. Внимание участников фокусируется на перспективах миллиардных инвестиций и перечислении десятков протоколов о намерениях. Слова (то есть мысли), конечно же, звучат. Но, по крайней мере в информационном поле, дела (то есть обещания денег) перевешивают.
Какой из подходов к организации форума представляется более эффективным? Это зависит от того, каких результатов мы ожидаем.
В свое время Ричард Пайпс обратил внимание на примечательную особенность российского национального сознания, связанную с торговой этикой. Торговая этика европейского Средневековья, объяснял Пайпс, предполагает, что оба участника сделки должны получить выгоду, каждый — свою. Но, разводит руками историк, российская культура — аграрная. А в понимании аграрной культуры выигрыш одного означает проигрыш другого. В понимании российской культуры, делает вывод Пайпс, сделка — игра с нулевой суммой.
Если согласиться с выводами историка, то становится понятным увлечение отечественного экономического форума формально–цифровой отчетностью. Если уж мы подписали какие–то деловые соглашения, значит, мы победили своих партнеров, заставив их принять нашу точку зрения. Может быть, наши партнеры об этом и не подозревают, но мы–то знаем, иначе не согласились бы на сделку.
В этом смысле экономический форум оказывается гораздо ближе к традиционному русскому инструменту деловых коммуникаций — к ярмарке, хотя бы и очень большой.
Вопрос в том, что именно сейчас для нас важнее — дело или слово, ярмарка или форум. На самом деле бывают ситуации, когда слова имеют преимущество перед делами. В современной экономике, о которой так много говорили участники форума, человеческие идеи стоят дороже золота.
Открытая дискуссия — это первый шаг к доверию, без которого невозможно то самое эффективное взаимодействие, о котором так много рассуждают на ПМЭФ.
Организаторы форума в Петербурге должны это понимать. Во всяком случае, названия множества панельных сессий, презентаций и круглых столов содержат в себе множество тех самых правильных слов о доверии и взаимодействии. Но для того, чтобы слова стали большими делами, как это ни парадоксально, нам нужно как можно больше говорить — открыто, свободно и не ожидая моментального результата.