В поисках маржи

На автомобильном рынке проходит процесс консолидации. Увеличивать рентабельность компаниям помогает торговля автомобилями с пробегом.

В I квартале 2018 года в Петербурге продано 33,9 тыс. новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 25% больше, чем за аналогичный период 2017 года, свидетельствуют данные агентства "Auto–Dealer–СПб". Доля Петербурга в общем объеме продаж новых машин в России составила 8,6% (в I квартале 2017 года — 8,4%).
В 2017 году петербургский авторынок вырос — впервые за 5 лет. Здесь было продано свыше 138,3 тыс. новых автомобилей, что на 16% выше показателя за 2016 год. Последний раз положительный результат был зафиксирован в 2012 году, когда в городе было реализовано более 212 тыс. новых машин. По прогнозам экспертов, в 2018 году рынок может прирасти еще на 10%.

Крупные крупнеют

Лидером по объему продаж новых автомобилей в СПб остается московская ГК "Рольф", которая реализует каждый шестой автомобиль в городе. По данным "Auto–Dealer–СПб", за 2017 год холдинг увеличил продажи на 13,6% и занял рыночную долю 16,9%.
Самую высокую динамику продаж среди лидеров рынка (65%) показала группа "Мега Авто", что позволило ей выйти на второе место и занять 5,7% регионального рынка. На третьей позиции с рыночной долей 5,5% идет "Объединенная автомобильная корпорация — РРТ", которая, несмотря на продажу в 2017 году трех автоцентров Lada казахской группе "Азия Авто", реализовала на 19% больше машин, чем годом ранее. Высокий результат автохолдингу обеспечили продажи автомобилей Nissan, которые он увеличил более чем в 4 раза.
Наращивать рыночную долю компаниям также помогают менее удачливые конкуренты, которые из–за финансовых проблем покидают рынок. Из последних громких событий — банкротство некогда крупнейшего дилера KIA — автоцентра "Аврора". Для погашения задолженности перед клиентами компании пришлось продать дилерское предприятие на пр. Непокоренных автохолдингу "Максимум", а центр на Софийской ул. — дилерской группе "Форсаж". Еще один дилерский центр KIA компании, на Стартовой ул., перешел под управление ГК "Рольф" (под новой вывеской "Рольф Пулково" он заработает до конца мая). Франшиза корейской марки станет первой в портфеле москвичей.
В начале 2018 года начал банкротиться еще один дилер KIA — "Открытая дорога". Его активы и клиентскую очередь выкупила воронежская компания "Мотор Ленд".
Один из старейших игроков "Ральф Кар" ушел с рынка, продав "Форсажу" свой последний комплекс автоцентров на Таллинском шоссе, в котором ранее выставлялись марки Hyundai и Renault.
Процесс консолидации рынка продолжится. "Доля сильных игроков будет расти, слабые дилеры будут уходить с рынка или присоединяться к более успешным", — считает Максим Вирченко, директор локации "Рольф Октябрьская" и дилерского центра "Jaguar Land Rover Автопрайм".
В строительство новых автосалонов дилеры не инвестируют. "В основном происходят покупки активов компаний, которые или обанкротились, или по каким–либо причинам не готовы развиваться с конкретным брендом", — отмечает Михаил Чаплыгин, генеральный директор "Auto–Dealer–СПб".
"Строить новые центры мы точно не планируем. Приобретение существующих возможно, но это будет зависеть от франшизы и ее перспективности в регионе, затрат на вход в бренд и сроков окупаемости", — сообщил Сергей Новосельский, директор по маркетингу и рекламе ОАК–РРТ. По его словам, ключевая цель компании на текущий год — оптимизировать кредитную нагрузку на бизнес, максимально заместив кредитные средства собственными, повысив за счет этого доходность бизнеса. "Это не означает невозможности изменения состава брендов в структуре ОАК. Мы открыты к предложениям и постоянно анализируем возможности входа в новые марки", — уточняет Сергей Новосельский.

Взялись за старое

По некоторым массовым маркам дилеры сегодня находятся на грани рентабельности и порой вынуждены торговать себе в убыток. Наиболее маржинальными остаются премиальные бренды, например Cadillac, Chevrolet, Volvo, а также немецкие марки.
Однако еще более прибыльной для дилеров является продажа автомобилей с пробегом. "В продаже подержанных автомобилей можно говорить только о некой средней цифре рентабельности (допустим, 10–15%), поскольку сам рынок и номенклатура очень разнородны", — оценивает Сергей Вайнер, управляющий партнер автомобильного направления ГК "Автополе".
Так, для ГК "Рольф" подразделение Blue Fish, которое специализируется на продаже автомобилей с пробегом, сегодня приносит около 20% выручки компании. "Сейчас в России активно формируется цивилизованный вторичный авторынок, все больше клиентов готовы покупать автомобиль с пробегом только у дилера, поэтому роль этого направления в экономике дилерского центра будет все более важной", — убежден Максим Вирченко.
"Единственное направление, которое имеет хороший потенциал для развития и куда мы будем инвестировать, — это автомобили с пробегом. И в ближайшее время мы представим новый проект в СПб. Мы уверены, что он будет очень интересен всем, кто хочет купить или продать автомобиль с пробегом", — считает Андрей Кузьмин, административный директор "Аксель Групп".
"Пока что привлекательной может считаться сфера автомобилей с пробегом, где маржинальность в разы выше, чем на рынке новых автомобилей. Но в ближайшее время этот сегмент может просесть, причина — сильное падение рынка новых машин в 2015–2016 годах", — не исключает Михаил Чаплыгин.
Еще одним перспективным направлением бизнеса может стать продажа автомобилей онлайн. "Главное — трезво оценивать реалии спроса и не делать основную ставку на этот канал. Пока это всего лишь дополнительный инструмент, его доля невысокая. Но время летит быстро, и в ближайшие 2–3 года это будет уже стандартный канал продаж новых и б / у автомобилей", — ожидает Андрей Кузьмин.
Эту точку зрения разделяет Сергей Вайнер: "Возможно, онлайн–продажи выстрелят, когда поколение, привыкшее находиться в Интернете, займет серьезную долю в целевой аудитории автомобильного ретейла. Но я бы не ждал, что когда–нибудь этот формат станет основным, скорее он займет свою долю и, возможно, приличную".
Ключевым направлением для финансовой устойчивости дилеров остается сервисное обслуживание и продажа запчастей. Рентабельность в автосервисе самая высокая, так как в ней присутствует цена не только товара, но и услуги (работы). По словам Сергея Вайнера, в среднем рентабельность автосервиса составляет 40–60%. Данный показатель сильно зависит от марки, возраста автомобиля, формата автоцентра и других факторов.