Петербург не для всех

Депутаты Законодательного собрания намерены запретить бизнесу использовать в названиях компаний слово "Санкт–Петербург" без согласования с ними и городским правительством.

Городской парламент принял в первом чтении законопроект "О порядке использования в наименованиях юридических лиц официального наименования Санкт–Петербург". Его разработали депутаты Анастасия Мельникова и Денис Четырбок (оба — из "Единой России"). Их инициатива вводит запрет для юридических лиц на использование названия города и производных от него в названиях без разрешения городского правительства и предварительной рекомендации Законодательного собрания СПб.

Много аферистов

Как пояснил Денис Четырбок, Гражданский кодекс позволяет устанавливать такие ограничения.
"Мы являемся свидетелями большого количества афер, которые проводились фирмами под наименованием "Санкт–Петербург". У большинства людей есть особое доверие к организациям, которые используют название нашего города, они рассчитывают, что услуги и товары будут качественными. Но это не всегда так", — настаивает автор проекта.
По данным налоговой, в Петербурге 16,5 тыс. юрлиц, использующих название Санкт–Петербурга. В Ленобласти таких организаций более 200, в Москве — несколько десятков.
Первоначальный вариант закона касался только новых компаний и не имел обратной силы. Но депутаты пообещали ужесточить требования поправками ко второму чтению.
Депутат Алексей Макаров (фракция "Единая Россия") заявил, что нужно установить переходные положения и срок, чтобы те фирмы, которые уже имеют в своем названии слово "Санкт–Петербург", смогли подтвердить свой статус. То есть получить одобрение депутатов и чиновников на право называться "Санкт–Петербургом". Для недобросовестных компаний он предложил проработать механизм лишения статусного названия.
Александр Егоров из "Справедливой России" отметил, что в законе нет критериев одобрения заявки, поэтому есть риск, что интересы одних компаний будут ущемляться в угоду другим.
Глава фракции "Справедливая Россия" Алексей Ковалев прогнозирует, что закон породит новый бизнес. Многие из давно существующих компаний попытаются выгодно перепродать свои юрлица новым собственникам. Денис Четырбок заявил, что эту лазейку можно будет прикрыть во втором чтении и обязать компании заново получать разрешения на название при смене учредителей.
Максим Резник из "Партии Роста" рассчитывает, что решения о согласовании заявок от бизнеса будут публичными, и рад любому расширению полномочий Законодательного собрания. Михаил Амосов предположил, что сложности могут возникнуть не только у бизнеса, но и у петербургских отделений политических партий, многие из которых имеют отдельные юрлица с названием города. В итоге за принятие закона проголосовал 41 депутат, только четверо были против.

Разошлись во взглядах

Стоит отметить, что этот закон проходил оценку регулирующего воздействия. Из документов, размещенных на сайте парламента, следует, что все 10 отзывов были положительными. В том числе его поддержали Торгово–промышленная палата СПб, Петербургский союз предпринимателей и Александр Абросимов — уполномоченный по защите прав предпринимателей в СПб.
Руководитель службы внешних коммуникаций ПАО "Банк "Санкт–Петербург" Анна Бархатова заявила "ДП", что они воздержатся от комментариев до принятия закона в итоговом, третьем чтении.
Руководители менее крупных компаний были откровеннее. "Это полный бред. Думаю, что эти разрешения никто не получит. Все делается для того, чтобы монополизировать этот бренд. Если и будут исключения, то только для друзей и бизнес–партнеров депутатов", — возмущается Игорь Савин, генеральный директор ООО "Санкт–Петербург" (по СПАРК, компания была зарегистрирована в 1998 году, основной вид деятельности — оптовая торговля бытовыми электротоварами).