На пределе возможностей

Автозаводы Петербурга наращивают выпуск автомобилей. Однако на докризисный уровень локальному рынку не выйти без возобновления производства на заводе GM.

Петербургский автопром, который представляют действующие заводы Hyundai, Nissan и Toyota, увеличивает производство. По данным агентства "Auto–Dealer–СПб", в I квартале 2018 года с их конвейеров сошло 87,8 тыс. автомобилей, что на 7% больше показателя за аналогичный период 2017 года. Доля петербургского автопрома по отношению к общероссийскому объему производства автомобилей по итогам января–марта 2018 года составила 23,7% (год назад — 26,7%).
По прогнозам генерального директора "Auto–Dealer–СПб" Михаила Чаплыгина, объем производства в 2018 году может вырасти в пределах 5–10%. "Основной фактор — спрос, который сейчас во многом формируется за счет постоянных изменений курса рубля. Соответственно, геополитика и стоимость нефти — ключевые факторы, влияющие на покупательную способность населения. Кроме того, есть и некоторые другие инициативы, которые тоже могут отрицательно повлиять на производство. Например, утилизационный сбор, уже сказывающийся на росте стоимости машин", — считает Михаил Чаплыгин.

Нарастили выпуск

Лидером по объему выпуска остается завод южнокорейской компании Hyundai Motor. По итогам I квартала 2018 года он обеспечил 70% от общего объема произведенных автомобилей в Петербурге. Сегодня здесь собираются четыре модели: Hyundai Solaris, Hyundai Creta, KIA Rio и Rio X–Line. Причем Kia Rio является лидером продаж среди автомобилей в России, а Hyundai Creta — самый популярный внедорожник.
В 2017 году завод Hyundai выпустил 233,5 тыс. автомобилей, что на 13% превысило показатель 2016 года. В планах предприятия на 2018 год произвести более 235 тыс. машин.
При этом его конвейер работает на предельной мощности. "На данный момент "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус" не планирует увеличения производственной мощности или расширения модельного ряда, так как производственные мощности загружены на 100%, завод работает в три смены 5 дней в неделю", — сообщил Виктор Васильев, директор по внешним связям ООО "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус".
Завод японской Toyota в Петербурге в 2017 году увеличил производство на 71% по сравнению с 2016 годом. Объем выпуска предприятия составил 66 684 автомобиля (31 970 штук Toyota Camry и 34 714 штук Toyota RAV4), что является лучшим результатом в истории завода. Расширять модельный ряд здесь пока не планируют. Предприятие готовит запуск Toyota Camry нового поколения и продолжает работу над улучшением производственных процессов.
Петербургский завод японской Nissan производит три кроссовера: Qashqai, X–Trail и Murano.
В 2017 году предприятие увеличило объем выпуска до 45 847 автомобилей, что на 26% превысило результат 2016 года (36 458 штук). Для поддержания объемов производства в октябре 2017 года была введена вторая смена, а на заводе появилось 457 новых рабочих мест.
"До конца года к официальным дилерам поступит обновленный Nissan X–Trail, а еще через несколько месяцев покупатели смогут оценить и обновленный Nissan Qashqai. Его промышленная сборка также будет налажена на нашем заводе в Петербурге", — говорит Роман Скольский, директор по связям с общественностью Nissan в России.
На трех заводах в Петербурге в 2017 году было выпущено 346,8 тыс. автомобилей — на 24% больше, чем в 2016 году. Достичь докризисного уровня производства в более чем 390 тыс. машин, когда еще работал завод General Motors в Шушарах (законсервирован в 2015 году. — от Ред.), будет непросто. По мнению Михаила Чаплыгина, для этого при сохранении объемов выпуска на полностью загруженном заводе Hyundai заводы Toyota и Nissan должны расширить модельный ряд, что позволит хотя бы на 80–90% загрузить мощности предприятий. При этом необходимо возобновление производства на заводе GM с объемообразующими моделями, которые способны загрузить предприятие минимум на 50%.

Локализация и экспорт

Петербургские автозаводы стремятся увеличить уровень локализации комплектующих. Так, Hyundai планирует увеличить уровень локализации благодаря открытию собственного производства двигателей на заводе в Петербурге к 2021 году, а также сотрудничеству с российскими поставщиками комплектующих для двигателей. Пока же уровень локализации на заводе составляет 47%.
"Сегодня мы можем говорить об уровне локализации по консорциуму, в который кроме Nissan входят наши партнеры по альянсу. Этот уровень составляет 64%", — говорит Роман Скольский. Работает над расширением базы локальных поставщиков и завод Toyota.
Автопредприятия также открывают для себя новые рынки сбыта. В основном петербургские заводы экспортируют свои автомобили в страны Таможенного союза: Казахстан, Белоруссию, Азербайджан.
"Мы полностью сфокусированы на развитии нашего текущего производства — в частности, мы рассматриваем способы повышения уровня локализации, а также ведем работу по наращиванию экспорта на приоритетные рынки", — заявили на заводе Toyota.
Так, по итогам 2017 года петербургский завод Hyundai Motor отправил на экспорт 5,9 тыс. автомобилей Hyundai и KIA, что на 12% меньше показателя предыдущего года (6,7 тыс. штук). Преимущественно экспортные поставки осуществлялись в страны Таможенного союза — Казахстан, Белоруссию, Азербайджан. Также завод отправлял автомобили в Армению, Киргизию, Таджикистан, Молдову, Украину и Грузию. Помимо того, в декабре 2017 года завод начал поставки автокомпонентов для последующей сборки автомобилей Hyundai в Казахстане. В 2018 году значительного увеличения объема экспорта предприятие не планирует.
Компания Nissan экспортирует свои автомобили в ряд стран, среди которых Белоруссия, Казахстан, Азербайджан и Ливан. Также у нее действует ряд проектов по экспорту автокомпонентов в страны Европы — с сентября 2016 года завод Nissan в Петербурге приступил к экспорту передних и задних бамперов на Nissan X–Trail собственного производства. В 2017 году японский производитель экспортировал 3 832 автомобиля Nissan, из них 1 976 автомобиля петербургского производства (рост 21% по сравнению с 2016 годом).
"Расширение экспорта зависит от целого ряда факторов, среди которых большое значение имеет государственная поддержка. Поддержка правительства необходима для того, чтобы сделать локальное производство эффективным и конкурентным на международном рынке, и является одним из ключевых факторов при принятии компанией решения по экспорту автомобилей и компонентов", — говорит Роман Скольский.

Производство бестселлеров

Семь моделей из девяти, выпускаемых на петербургских автозаводах, входят в топ–25 самых популярных машин в России, свидетельствуют данные АЕБ по результатам продаж за январь–апрель 2018 года. Возглавляет список самых популярных автомобилей Kia Rio, Hyundai Creta и Hyundai Solaris занимают 4–е и 5–е места, Toyota RAV4 и Toyota Camry расположились на 18–м и 19–м местах, Nissan X–Trail и Nissan Qashqai — на 23–м и 25–м соответственно.
Эксперты утверждают, что сегодня модельный ряд петербургских автозаводов полностью отвечает потребностям покупателей. "Hyundai выпускает массовые бренды, которые входят в топ–5 самых популярных машин в стране. Петербургский Nissan, согласно глобальной политике концерна, определен как завод, выпускающий кроссоверы и внедорожники. Toyota изначально делала ставку на машины среднего ценового сегмента", — говорит Михаил Чаплыгин.