Как счастье сотрудников отражается в EBITDA

Автор фото: Дмитрий Коротаев/Коммерсантъ
Старший партнер Atlanty Group Михаил Воронин.

Михаил Воронин, старший партнер Atlanty group, организатор российского бизнес–форума "Атланты", — о том, как зарядиться энергией от золотой сотни Forbes, полезном для бизнеса сумасшествии и завоевании сердец подчиненных. С этого года "ДП" — информационный партнер форума.

Чем российский бизнес–форум "Атланты" 2018 года будет отличаться от предыдущих?

— Форум пройдет в третий раз и соберет в Москве, в Crocus City Hall, более 4 тыс. бизнесменов — представителей малого и среднего бизнеса. Ключевое, о чем будут "Атланты"–2018, — проектирование будущего, которое мы рассматриваем с позиций стратегии, масштабирования бизнеса, личного развития, sales&marketing, управления. Отдельный акцент мы сделаем на интерактивные форматы, чтобы человек мог не только прийти и получить ценную информацию, знания и энергию от спикеров из золотой сотни Forbes, но и унести с форума полезные знакомства, решения актуальных бизнес–вопросов. Например, у нас будет "Менторская гостиная", где у предпринимателя будет возможность встретиться один на один с гуру менеджмента и получить консультацию из первых рук.

Кстати, о названии форума: оно от романа "Атлант расправил плечи" или от атлантов, которые "держат небо на каменных руках"? Вы ведь учились и жили в Петербурге.

— И родился. И люблю. Название возникло после того, как мы придумали формат. Мы долго думали, устроили мозговой штурм, и все названия были чем–то не тем. И вдруг мой партнер по бизнесу, не самый творческий человек, говорит: "Это же атланты", и мы поняли — вот оно! "Атланты" — емкое слово, оно соединило и Айн Рэнд, и портик Нового Эрмитажа, и песню Городницкого, и легло в нашу общую концепцию бизнес–форума. Мы считаем, что предприниматели — это реальные атланты, основная движущая сила, меняющая мир. "Атланты" объединяют именно таких людей.
Когда мы только задумывали форум (это было 3 года назад), все вокруг говорили, что рынок заполнен, что спонсоры не пойдут, что идея провальная. Мы несколько раз переносили дату первого форума, и за 3 месяца до старта у нас было всего 15 платных участников, ноль спикеров и ноль спонсоров, но мы сделали этот форум — с убытками, накладками, но сделали. Мы попали в правильный формат, который требовался аудитории. Сегодня мы вышли за рамки форума — мы стали бизнес–сообществом, объединяющим предпринимателей малого и среднего бизнеса, которое позволяет им за счет разных инструментов (форумы, бизнес–клуб) масштабировать бизнес и переходить на следующий уровень, позволяет развиваться и расти личностно.

Из чего складывается бюджет бизнес–форума?

— Примерно 20% — спонсоры, а 80% — доходы от продажи билетов. Бюджет первого форума был около 150 млн рублей.

Как вы заинтересовываете спикеров? И кто из спикеров особенно заинтересовал вас? Может, даже научил?

— У нас есть список потребностей или, точнее, "болей" тех спикеров, кто был бы интересен нашей аудитории. Мы знаем, кого, как и чем можно привлечь. Одни любят отдавать, и для них ценно вступление само по себе. Для других наш форум — возможность хорошего пиара в правильном окружении. С некоторыми сложились отношения по нашим прошлым проектам, и они в нас поверили. Но, как правило, здесь работает тот же закон, что и в жизни: предложите 200 людям из списка Forbes поучаствовать в форуме — как минимум пять согласятся. Это закон конверсии.
А касаемо самого крутого спикера: для меня это Тони Фернандес, глава малайзийской авиакомпании AirAsia, а также футбольного клуба "Куинз Парк Рейнджерс". Он очень харизматичен, бизнес–идол в Азии, партнер Ричарда Бренсона. Он умеет фантастически вдохновлять. Я его слушал пару лет назад на Nordic Business Forum, и у меня появилось это чувство, которое мы сегодня даем каждому участнику, — ты как бы садишься в лифт и начинаешь движение к успеху.

Каким вы видите бизнес–пространство сегодня? Каким хотите видеть его завтра? И что для этого надо сделать?

— Мы же вне политики. Но мы на самом деле трансформируем бизнес–сообщество. И по результатам форумов мы получаем обратную связь, что мы это реально делаем. Мы собираем кейсы, где участники рассказывают о том, как встречи на "Атлантах" помогли развитию — их и их компаний. Как люди себя масштабируют, масштабируют свой бизнес, находят связи, клиентов, вдохновение. Один из недавних примеров — на закрытой встрече с членами нашего бизнес–клуба Антон Алиханов, губернатор Калининградской области, упомянул, что недавно область подписала ряд важных контрактов и несколько из них пришли с "Атлантов" (Антон Алиханов был спикером "Атланты"–2017. — Ред.). Наш бизнес–клуб реально спас несколько бизнес–партнерств, один брак. А каждый растущий бизнес — это новые рабочие места, налоги. Через это мы меняем окружающую действительность.

Сконцентрировав ответ на трансформации, вы ушли от вопроса о состоянии бизнеса в России, на которое сильнее всего влияет политика.

— Да нет, не ушел… Знаете, я из упертых — буду делать все и больше, и, даже если нет сил, я все равно буду лежать / стоять / идти в направлении цели. Многое мне из происходящего не нравится, но ведь Северная Корея гораздо хуже. Пространство для развития есть. Надо работать.

В стиле управления вы используете термин "эмоциональный счет". Поясните его, пожалуйста. Не очень понятно, зачем вам "сердца сотрудников". Неужели недостаточно мозгов, идей, компетенций?

— Дело в образах. Нам свойственно образное мышление. В нашей картине мира в мотивации к работе есть три составляющие. Желудок — это зарплата, доход, стабильность, безопасность. Мозг — это развитие, обучение, компетенции. Сердце — в него мы включили корпоративную культуру, ценности, лидерство. И нам кажется, что стопроцентно замотивировать человека только желудком и мозгом невозможно.

Целую книгу вы посвятили ответу на вопрос, как сделать сотрудников адвокатами бренда. Может, с сотрудником, которого не заботит качество бренда, на который он работает, нужно просто расставаться?

— Его нужно увольнять, только если вы его не сделали адвокатом бренда. Можно и нужно управлять тем, как сотрудник воспринимает компанию. Причем "выигрыш–выигрыш" здесь необходим и работнику, и нанимателю. Грамотное управление приверженностью к бренду значительно больше повышает эффективность работающего, чем тренинги или даже прибавка к зарплате. Один из наших спикеров это сформулировал просто: мы пытаемся понять, как счастье сотрудников отражается в EBITDA.

Вы как–то сказали, что в выходной день получаете гораздо больше кайфа от того, что занимаетесь Стратегией–2020. Требуете ли вы этого от своих сотрудников?

— Я не умею работать с людьми, с которых нужно требовать. Я могу ставить амбициозные задачи, сжатые сроки, но не могу заставлять. Я создаю достаточно комфортные условия. Не хочешь работать, не увлекает тебя — нам не по пути. Конечно, ваше свободное время только для вас. Только надо уметь управлять приоритетами в жизни и временем.