Капиталы побегут в США за высокой ставкой

 

Одним из следствий финансового кризиса 2008 года стало аномальное снижение процентных ставок. Особенно радикально была снижена ставка ФРС США — довольно долго она удерживалась на уровне 0–0,25%, что намного ниже инфляции. Это привело к формированию пузырей почти на всех ликвидных рынках: фондовом, сырьевом, рынке недвижимости. Необходимость повысить ставку назревала давно, но решиться на это было очень и очень трудно — прежде всего из–за опасений торможения экономики и, как следствие, рисков роста безработицы.
Но недавний рост индекса Кейса — Шиллера (индекс рынка недвижимости в 20 крупнейших городах США) до значений, близких к максимуму 2007 года (с которого начался крах американской ипотеки, повлекший за собой кризис 2008 года), подталкивает ФРС к повышению ставки. Дальнейшее промедление чревато как риском краха перегретых рынков, так и ростом инфляции. Поэтому, скорее всего, решение о подъеме ставки не заставит себя долго ждать.
Высокий уровень ставки в США, если он заметно превысит 3% годовых, опасен и для фондовых рынков, и для валют других стран. Главная опасность — возможное бегство капитала в США. Опасность усугубляется тем, что отток капитала в США может быть и резким, и значительным по объему. Рост ставки в США неизбежно повлечет за собой укрепление доллара к другим валютам и окажет давление на сырьевые рынки. Нефтяной рынок стоит особняком — для него очень важны факторы политические (прежде всего отмена ядерной сделки с Ираном) и баланс спроса и предложения нефти.
Влияние отмены сделки США с Ираном пока носит в основном психологический характер — само по себе оно может (если санкции США будут достаточно эффективны) поднять среднегодовую цену нефти примерно на $5 за баррель. Впрочем, пока сохраняется интрига относительно позиции ЕС по поводу антииранских санкций. Вовсе не факт, что европейцы поддержат позицию США. Могут и не поддержать. Политические риски тоже работают в пользу доллара — для многих он играет роль валюты–убежища, в которой многие рассчитывают пересидеть неспокойные времена.
Курс российского рубля к доллару в основном определяется действиями Минфина и ЦБ по закупке валюты для пополнения резервов. Нефтяные цены заметно превышают заложенный в бюджет уровень, что делает ситуацию очень для этого благоприятной. На май 2018 года запланировано приобретение рекордных объемов валюты. Логика монетарных властей понятна: излишне крепкий рубль вредит и федеральному бюджету, и экспортерам. Да и резервы пополнять всегда полезно, упускать такой момент — просто грех.
С практической точки зрения, пока рост ставки в США не превысил инфляцию (а это потребует не менее двух повышений ставки ФРС по 0,25%), нефть стоит заметно выше $60 за баррель, и антироссийские санкции не затрагивают экспорт углеводородов — динамика рубля больше зависит от действий российских монетарных властей, чем от внешних факторов. Однако риски внешних шоков никуда не делись — они только отодвинулись по времени. И, как показывает опыт, могут очень быстро реализоваться…