Почему за доставкой еды будущее

Рынок доставки еды является одним из самых перспективных ресторанных сегментов в России: в прошлом году он увеличился почти на 17%. Если раньше предпочитали посещение ресторанов или приготовление домашних блюд, то сегодня в почете доставка. Уже каждый десятый ресторан страны следует этому тренду.

Для гостя
Заказ еды перестает быть чем-то исключительно праздничным, доставка пользуется популярностью каждый день. Это напрямую связано с уже сложившейся рутинностью заказа еды для многих людей ввиду высокой занятости. Постепенно меняется не только частота заказов, но и типичная корзина покупателя: акценты смещаются с доставки традиционных для отечественного рынка пиццы и суши на разнообразие блюд. Теперь в корзинах можно увидеть и бизнес-ланчи, и домашнюю еду, и закуски к вину, и десертные позиции. В ближайшем будущем в приоритете будут заведения, предлагающие доставку качественных ресторанных блюд по демократичным ценам.
Сегодня же основным аспектом, по которому большинство потребителей оценивают заказ, остается скорость доставки. В среднем люди готовы выделить на ожидание не более получаса. Организация направления доставки собственными ресурсами ресторана позволяет контролировать все звенья цепочки, начиная от менеджеров, которые принимают заказ, и заканчивая курьерами. Благодаря слаженной работе персонала и современной системе автоматизации процесс доставки занимает минимальное время.
Для ресторатора
По данным исследования Delivery Club, доставка занимает лидирующие позиции среди самых быстрорастущих направлений на отечественном ресторанном рынке. В российский рынок доставки еды инвестируют крупнейшие компании, среди которых Mail.ru Group и «Яндекс». Отсюда можно сделать вывод, что доставка является важнейшим направлением ресторана, управление которым можно и нужно автоматизировать. И для отдельных заведений, и для больших сетей с собственным производством есть технологические решения, которые позволяют интегрировать доставку в уже существующие бизнес-процессы ресторана.
Для несетевого бизнеса, где прием заказов, производство и управление курьерской службой происходит под одной крышей, доставка особенно актуальна. Интересно, что заказы напрямую через ресторан характерны либо для лояльных покупателей, либо для жителей регионов. За пределами Москвы и Петербурга многие все еще заказывают еду по телефону: онлайн-сервисы менее развиты, а привычка делать покупки в интернете не до конца сформировалась. В ресторане, где все процессы сосредоточены в одном месте, удобно пользоваться системой автоматизации Tillypad в режиме работы «Доставка». В таком случае сотрудник ресторана получает заказы напрямую от клиентов, сам же контролирует их исполнение, назначает курьеров и производит расчеты. Гостевому счету присваивается определенный статус, благодаря чему обеспечивается четкость выполнения заказов в соответствии с их очередностью и временными лимитами.
Сетевые рестораны с несколькими точками производства и те, что ориентированы больше на доставку, работают по более сложному принципу. При подключении сервиса доставки Tillypad в режимах «Колл-центр доставки» и «Доставка по заявкам колл-центра» все звонки поступают на единый номер, колл-центры при этом могут одновременно работать с разными городами и ресторанами. Операторы в свою очередь принимают и отправляют заказы в рестораны или производственные цеха. Здесь можно подключить мини-АТС, вести клиентскую базу (мини CRM) и отслеживать этапы выполнения заказов. Второй режим позволяет сотрудникам ресторана не отвлекаться на задачи, находящиеся вне их компетенции, и заниматься только приготовлением и сбором заказов.
Для всех
Современные технологии постоянно развиваются, поэтому индустрия ресторанов стремится к разнообразию. Роботизированная доставка является основной технологией будущего, которая уже используется в некоторых странах. Так, эстонский стартап Starship разработал безопасного робота для доставки еды. Цифровой «курьер» передвигается с относительно небольшой скоростью, но его использование позволит владельцам существенно сократить затраты на ФОТ. Услугами робота Starship пользуются лондонские сервисы по доставке Just Eat и Pronto, а всемирно известная сеть Domino’s осуществила доставку первой в мире пиццы с помощью дрона еще в 2016 году.
Конечно, рынок постоянно трансформируется, и появляются специализированные сервисы новых форматов, доступные каждому. Сегодня популярны сервисы-конструкторы, доставляющие продукты с рецептами приготовления, также пользуются спросом сервисы питания для сегментированной аудитории, ориентированные, например, на спортсменов или вегетарианцев. Удовлетворить специфические требования каждого сложно, но для этого и существует направление доставки и за ним будущее.