По ту сторону Атлантики. Эксперт Алексей Чихачев о визите президента Франции Эммануэля Макрона в США

   

Алексей Чихачев, эксперт Российского совета по международным делам, аспирант СПбГУ:

С 23 по 25 апреля президент Франции Эммануэль Макрон находился с государственным визитом в США. Дональд Трамп впервые принимал у себя иностранного коллегу на высшем уровне дипломатического протокола, и в сторону французского гостя этот жест был сделан неслучайно. Хотя на первый взгляд оба лидера полностью противоположны друг другу, они интенсивно развивают личный диалог, обнаруживая причудливое сочетание общих интересов и противоречий. Вновь была продемонстрирована теплота их общения, возникшая между лидерами еще в 2017 году, когда Дональд Трамп предпринял поездку в Париж по случаю французского национального праздника 14 июля.

Союз на перспективу

Как у Франции, так и у США сегодня есть четкое понимание, что за вычетом отдельных противоречий их связывают союзнические отношения, проверенные историей. Хотя некогда Пятая республика могла считаться для США весьма «строптивым» партнером, поддерживавшим далеко не все действия заокеанских коллег, за время президентства Н. Саркози (2007-2012) и Ф. Олланда (2012-2017) атлантический вектор во внешней политике Франции стал заметно сильнее. Э. Макрон, пусть и стремится выражать в первую очередь французские и европейские интересы, также не может не считаться с тем фактом, что именно США по-прежнему занимают сильнейшие позиции в западном лагере. Следовательно, без их поддержки ему будет крайне проблематично реализовать какую-либо крупную инициативу. Особенно это касается Ближнего Востока, где Франция за последние годы потеряла немало возможностей для влияния, и африканского региона Сахель, где французская армия пока не может довести до победного конца антитеррористическую операцию «Бархан». В данных регионах, а также в Индийском и Тихом океанах Парижу нужен сильный союзник, с помощью которого можно было бы найти дополнительные внешнеполитические ресурсы.
В этой связи поддержание крепких отношений с Д. Трампом должно продемонстрировать влиятельность внешней политики Франции в целом и лично президента Э. Макрона как политика, способного на равных вести диалог с изначально более сильным собеседником. Исследователь из Французского института международных отношений (IFRI) Лоранс Нардон справедливо отметила, что момент для сближения с США выбран чрезвычайно удачно. Другие возможные европейские претенденты на «особые отношения» с Вашингтоном – Тереза Мэй и Ангела Меркель – испытывают влияние внутриполитических сложностей. В свою очередь, Э. Макрон ближе Д. Трампу даже стилистически: гибкий, энергичный, инициативный французский президент неплохо соотносится с американской деловой культурой. В итоге возникает ситуация, весьма необычная для франко-американских отношений после Второй мировой войны: именно Париж, а не Лондон или Берлин стремится стать главным собеседником США, доносящим до них позицию Евросоюза и в теории имеющим наибольшее влияние на американских партнеров.
Соединенным Штатам такой поворот внешней политики Пятой республики также весьма выгоден. В лице Франции они получают все еще значимую политическую и военную силу, способную оказать не только символическую поддержку американской дипломатии. Общение с Э. Макроном позволит держать руку на пульсе европейского строительства и внимательнее следить за событиями в Африке, где США не помешает союзник в противодействии интересам Китая. Одновременно можно будет понемногу сдерживать инициативность французского президента, чтобы он сам не представлял собой проблемы для интересов США. Благосклонно относится к Э. Макрону и американская общественность, поэтому диалог с ним не вызовет для Д. Трампа резкой критики внутри страны.

Основные темы переговоров

Хотя в общении Э. Макрона и Д. Трампа явно прослеживается взаимный интерес, отношения Франции и США в последние месяцы все же нельзя назвать безоблачными. Визит президента Пятой республики включал в себя не только яркие свидетельства дружбы (вроде выступления в Конгрессе США на английском языке), но и насыщенную переговорную программу по сюжетам, к которым оба лидера ранее относились совершенно по-разному.
Во-первых, в ходе визита вновь были подняты темы иранской ядерной сделки, пошлин на сталь и алюминий из ЕС, а также борьбы с изменением климата. Известно, что во всех трех случаях Д. Трамп привык позиционировать себя в качестве прагматичного «протекциониста», стремящегося отстаивать сугубо американские интересы. Обратной точки зрения придерживался Э. Макрон, вошедший в образ «защитника» действующих договоренностей и свободы торговли.
Во-вторых, лидеры не должны были обойти вниманием и Сирию. Нанеся совместный ракетный удар в ночь с 13 на 14 апреля, Париж и Вашингтон в очередной раз подтвердили свой союз, но пока не сформулировали единого мнения, в каком формате западная коалиция должна оставаться в стране в будущем. Тогда как Д. Трамп давал понять, что раздумывает о полном уходе американских войск из Сирии, Э. Макрон настаивал на продолжении активного участия США в урегулировании конфликта.
В-третьих, на стол переговоров должны были лечь и более узкие вопросы – например, касающиеся экспорта вооружений. Так, в начале 2018 года США высказались против новой франко-египетской сделки на 12 самолетов «Рафаль». Решение было мотивировано тем, что в ракетном вооружении французских истребителей используются американские комплектующие, а значит, условия договора должны были быть оговорены с Вашингтоном.
Наконец, нужно было еще раз сверить часы по уже согласованным вопросам – в частности, о повышении оборонных расходов до 2% ВВП. Французскому правительству уже есть что предъявить по этому направлению, поскольку проект закона о военном планировании до 2025 года, выводящий военный бюджет на искомый показатель, уже прошел обсуждение в парламенте.
Итог переговоров пока выглядит так, будто уступки пришлось сделать именно Э. Макрону, а не Д. Трампу. Более всего это заметно на примере иранского ядерного досье: французский президент признал, что нужно некое новое соглашение, хотя изначально намеревался удержать американскую сторону в рамках статус-кво. Отсутствие крупных сдвигов по климатическим вопросам или торговым отношениям свидетельствует о том, что скорее американскому президенту удалось удержать свои позиции, чем его французскому коллеге эффективно повлиять на него. Возможно, удалось добиться подвижек в ситуации с «Рафалями» для Египта, но это станет ясно только через некоторое время.
Иными словами, по итогам прошедшего визита Д. Трамп как минимум не проиграл, а где-то даже выиграл – чего не сказать об Э. Макроне, ехавшем в Вашингтон с большими надеждами и вынужденном возвращаться с весьма зыбкими успехами. Впрочем, если рассуждать с точки зрения не конкретики, а достигнутого медиаэффекта, то успех французского президента бесспорен, раз к его поездке было приковано внимание всех мировых СМИ. Проблема заключается в том, что даже внутри страны в продуктивности такой дипломатической акции засомневались очень многие – как в левых, так и в правых оппозиционных партиях.