Есть ли будущее у коворкингов в России?

  

Наталья Скаландис, управляющий партнер Zenith Property Management:

Мода на коворкинги добралась и до Петербурга. Что это: новый формат, который отъест часть арендаторов у классических бизнес–центров, или краткосрочный тренд, который пройдет, когда нынешние фрилансеры повзрослеют и заработают на полноценный офис?
Благодаря своему многолетнему опыту на рынке недвижимости могу с уверенностью заявить: популярность этого нового для России формата (реальная, выраженная в количестве пользователей, голосующих рублем) растет пропорционально росту арендных ставок в бизнес–центрах. И только. Именно дороговизна аренды в бизнес–центрах и вынуждает людей пользоваться антиофисами.
Как и большинство основных идей на рынке недвижимости, формат коворкинга пришел к нам с западного рынка. Там эта тенденция вызвана высочайшими ценами на размещение в бизнес–центрах в крупных городах. Да, есть еще и дополнительная, вполне объективная составляющая — увеличение доли малого бизнеса в экономике. Индивидуальных предпринимателей, чей бизнес не требует значительной инфраструктуры, становится все больше. Им достаточно принтера и нескольких ноутбуков, чтобы зарабатывать конкурентоспособные суммы. Если мы посмотрим на основного потребителя коворкингов на Западе, кого мы увидим? IT–специалистов, дизайнеров, брокеров, работающих удаленно или на себя. Похожая картина наблюдается и в Москве. Но не в Петербурге и в регионах.
Три года назад в Северной столице насчитывалось всего четыре коворкинга общей площадью около 2,5 тыс. м2. Сегодня их количество увеличилось до шести, и занимают они до 4 тыс. м2. Это менее 1% офисного рынка. Во–первых, количество самозанятых людей, зарабатывающих более–менее приличные деньги, в Петербурге ничтожно мало. Во–вторых, ставки на аренду офисов в Петербурге в 2 раза ниже, чем в Москве. Предприниматели с существенной выручкой охотнее снимут офис. Тем же, чей доход не позволяет арендовать офис, скорее всего, будет невыгоден и коворкинг.
Формат коворкинга также часто преподносится как решение для людей, работающих удаленно. Но эта взаимосвязь кажется не совсем корректной. Да, людей, работающих на удаленке, за последние годы стало больше. Но те, кто способен на этакие заработки содержать семью, как правило, редко остаются в стране. Они уезжают в Таиланд, и им не нужен коворкинг. Если у человека есть возможность работать удаленно, он предпочтет это делать в комфортных условиях, а не на пуфике в коворкинге среди студентов.
Таким образом, на развитие и рентабельность этого формата можно рассчитывать, пожалуй, только в Москве, куда традиционно стягивается платежеспособный спрос. В Петербурге коворкинги будут востребованы разве что у хипстеров креативных профессий. И то — стартовать они, вероятно, будут на объединенных площадках (например, в кафе). Но не отдельно.
В регионах, увы, объем коворкингов на офисном рынке будет сохраняться на уровне статистической погрешности. Повторю еще раз: доля самозанятых людей очень невелика, и доход у них тоже невелик. Именно по этой причине идея коворкингов в России кажется мне нежизнеспособной.