Михаил Грачев Все статьи автора
29 апреля 2018, 10:03 55341

Топ-5 проектов Петербурга, реализуемых на основе государственно-частного партнерства

Фото: Редакция ДП

Все чаще городские власти при реализации инфраструктурных проектов используют формат государственно-частного партнерства. По итогам 2017 года Петербург даже занял первое место в рейтинге развития ГЧП по стране с 23 текущими проектами с общим объемом инвестиций 450 млрд рублей. "ДП" решил вспомнить крупнейшие проекты, которые сейчас реализуются в городе по схеме ГЧП.

В апреле Петербург занял первое место в рейтинге "Уровень развития государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации", существенно улучшив прошлогодний результат в виде пятого места. Верхнюю строчку списка Петербург делит с Москвой, Московской областью и Самарской областью.

Мост, метро и ЗСД: как строят объекты к ЧМ по футболу, и успеют ли достроить

Мост, метро и ЗСД: как строят объекты к ЧМ по футболу, и успеют ли достроить

2521
Марина Васильева

В городском комитете по инвестициям сообщают, что сейчас в инвестиционном портфеле города 23 проекта ГЧП, в которых общий объем инвестиций составляет 450 млрд рублей. Еще 15 проектов готовятся к реализации. На основе конкурсных процедур будут реализованы проекты создания железнодорожного сообщения с аэропортом Пулково, ряд проектов по развитию трамвайного сообщения, реконструкции и применения под современные нужды Конюшенного ведомства, спортивно-концертного комплекса "Петербургский", создания комплексов фотовидеофиксации и, конечно, самый крупный инфраструктурный проект – Восточный скоростной диаметр.

"Проекты ГЧП будут продолжать набирать популярность, ввиду того что бюджетное финансирование сокращается, в то время как спрос на инфраструктуру неуклонно растет и городу нужны новые инфраструктурные проекты. По статистике, за 4 года объем финансирования инфраструктуры из федерального бюджета снизился на 24%. В таких условиях у ГЧП фактически нет альтернативы. Кроме того, по сути, это наиболее гибкий и надежный механизм реализации капиталоемких проектов в сфере публичной инфраструктуры. Если власти Петербурга сохранят более-менее консервативный подход в предоставлении софинансирования и финансовых гарантий инвестору, то я не вижу причин для беспокойства", – рассказал Владимир Килинкаров, руководитель российской практики ГЧП Dentons.

Еще несколько проектов будут реализованы без конкурсов на основе частной инициативы. Так будет выполнена реконструкция 16 котельных ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", создана система автоматического весового и габаритного контроля тяжеловесных транспортных средств, осуществлены проекты строительства автомобильных путепроводов через железнодорожные пути скоростных поездов "Сапсан" и "Аллегро" и построена магистраль М-49 в развивающемся районе города.

"По ряду указанных проектов инициативы уже поданы и ведется их рассмотрение исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, по части проектов ведутся переговоры с инвесторами", – рассказали в комитете по инвестициям.

Топ-5 наиболее дорогих проектов, реализуемых на основе ГЧП

ЗСД
ЗСД
Фото: Михаил Тихонов

1. В 2018 году из бюджета запланировано перечислить 4,1 млрд рублей концессионеру Западного скоростного диаметра – самого крупного на сегодняшний день городского проекта, реализованного по схеме ГЧП. Общая стоимость ЗСД составляет более 200 млрд рублей. Соглашение было заключено с компанией "Магистраль Северной столицы"(МСС). Компания строила только центральный участок, но будет эксплуатировать магистраль на протяжении 30 лет. МСС привлекла более 70 млрд рублей инвестиций. Это вложение компания будет возмещать, получая средства за эксплуатацию ЗСД. По условиям соглашения, если годовая прибыль компании будет менее 9,6 млрд в год, разница будет компенсирована за счет бюджетных средств.

"Недопустимое" разглашение: депутаты рассекретили соглашение по ЗСД

"Недопустимое" разглашение: депутаты рассекретили соглашение по ЗСД

6515
Мария Тирская
Терминал аэропорта "Пулково"
Терминал аэропорта "Пулково"
Фото: Шамуков Руслан/ТАСС

2. Есть в этом списке проекты, которые не предполагают выплат каких-либо субсидий. Например, заключенное еще в 2009 году соглашение Смольного с компанией "Воздушные ворота северной столицы" (ВВСС). По его условиям ВВСС получили в аренду на 30 лет имущественный комплекс Пулково, провели масштабную реконструкцию аэропорта и сейчас осуществляют эксплуатацию.

Объем инвестиций по этому проекту составил более 1,2 млрд евро. При этом по условиям концессии компания сама выплачивает городу 11,5% от своей выручки. Последний финансовый отчет датируется 2016 годом, где в графе "выручка" указана цифра 14,2 млрд рублей. За все время эксплуатации Пулково выручка ВВСС составила более 65 млрд рублей.

Трамвай "Чижик"
Трамвай "Чижик"
Фото: Антон Ваганов

3. Одним из самых обсуждаемых проектов, в котором фигурирует концессионное соглашение, – создание, реконструкция и эксплуатация частной трамвайной сети в Красногвардейском районе и использование новых трамваев "Чижик", за проезд в которых пассажиры платят концессионеру. По условиям соглашения, стоимость проезда в "Чижике" не может превышать государственный тариф для общественного транспорта. Реализацией этого проекта стоимостью более 33,7 млрд рублей занимается ООО "Транспортная концессионная компания".

Не так давно стартовал второй этап реализации проекта, который предполагает проведение работ на участке проспекта Наставников от проспекта Косыгина до проспекта Энтузиастов. Сейчас там идет демонтаж контактной сети и переустройство инженерных сетей. Генподрядчику также предстоит заменить основание автодороги и трамвайных путей, а также подземные коммуникации.

Трамвайные пути
Трамвайные пути
Фото: Михаил Грачев

4. Это не единственная трамвайная сеть в городе, которая будет создана на основе ГЧП. Городское правительство по той же схеме планирует создание и последующую эксплуатацию трамвайной линии по маршруту станция метро "Купчино" – "Славянка" – город спутник Южный стоимостью 31,3 млрд рублей. В ближайшее время правительство объявит, кто же станет победителем в конкурсе на договор концессии, предполагающий эксплуатацию новых трамвайных путей в течение 30 лет с момента заключения соглашения.

Городская больница №40
Городская больница №40
Фото: Ростислав Кошелев/Интерпресс

5. Одним из знаковых городских проектов, реализуемых по ГЧП, является создание и эксплуатация лечебно-реабилитационного корпуса Городской больницы №40 Курортного района Санкт-Петербурга. Соответствующее соглашение с ООО "Невская концессионная компания" было подписано в декабре 2015 года.

По его условиям объем привлекаемых концессионером инвестиций составит более 6,9 млрд рублей. На эти средства до 2019 года компания должна создать проект нового лечебно-реабилитационного корпуса площадью не менее 30 тыс. м2 и мощностью не менее 480 койко-мест. Это первый медицинский проект в России, реализуемый по схеме ГЧП.

Новости партнеров
Реклама