Сюжеты большинства российских спортивных драм — включая недавнее "Движение вверх" — являются, по сути, метафорой геополитического противостояния между СССР и США. Вроде бы спорт — дело личных амбиций и страстей; но в этих фильмах герои, несмотря на всю их индивидуальность, всего лишь винтики "красной машины". То есть все это фильмы не про людей, а опять про государство. И вот ожидаешь увидеть на экране нечто подобное, а чтение синопсиса ("известный футболист уезжает в маленький город, где решает тренировать местную команду") и вовсе настраивает на соцреалистический лад.
Тем более удивительно, когда обнаруживаешь здесь нечто иное, далекое от стандарта "великих побед". В "Тренере" борьба происходит не с США или Западом, а с самим собой. Главный герой после обидного поражения ищет общий язык с собой, с другими и постоянно спрашивает себя, что ему вообще от жизни нужно. Сделано все это мало того что без привычного шапкозакидательства, но еще и с изрядной долей критичности. Фильм не скрывает даже проблем с коррупцией в футболе.
Но главное, как выясняет вскоре главный герой, — людям попросту ничего не хочется, не хочется побеждать. Общая ситуация (не только в массовом спорте) сложилась так, что выгоднее быть середнячками, ничего не желать и ничем не выделяться. Такое поведение мало того что комфортнее, но даже и экономически выгоднее — чем вырывать у кого–то победу и ставить перед собой планы выйти куда–нибудь, предположим в первый дивизион.
Нет тут и лакировки действительности (особенно когда речь о жизни футбольного клуба в провинции). Президент клуба — дочь мэра города. "У вас была хотя бы одна собственная идея, вопреки мнению папы?.." — зло спрашивает ее герой при первой встрече. "Да, — честно отвечает президент. — Пригласить вас". Списанный футболист плюс забытый клуб — это что–то вроде правила "минус на минус дает плюс". Но одновременно герои словно бросают прометеевский вызов самому мирозданию, ставя на кон все, буквально — пан или пропал.
И вот странная вещь, которую вскоре понимает тренер Юрий Столешников (Данила Козловский): проблема вовсе не в деньгах, а в том, чтобы найти какой–то альтернативный источник энергии в людях, заставить их чего–то хотеть.
Это режиссерский дебют Данилы Козловского. Как и всякий известный актер, переиграв в десятках фильмов, Козловский наверняка сталкивался с похожей проблемой: у большинства людей просто нет стимула прыгать выше головы. Об этом он и снял фильм — о том, что самого по–настоящему волнует. То, что у Козловского нет режиссерского опыта, вовсе не помешало ему — и даже, может быть, напротив, помогло. Именно потому, что, снимая первый фильм, он что–то важное, выстраданное хотел сказать, а не просто потратить бюджетные средства.
Это, конечно, не памфлет, не критика системы — но и не патока, что по нынешним временам уже достижение. Из известного конструктора (те же актеры, та же техника, те же декорации) Козловский собрал нечто, не предусмотренное инструкцией, — за счет вот этой самой энергии желания. Попросту снял фильм о себе — а в итоге оказалось, что вполне о нас всех.