Вход только для сыроваров. В Петербурге начинают проводить ярмарки европейского формата

В ярмарке «Сырные истории» Елены Никитиной участвуют сыровары со всей России. Сейчас организатор договаривается с муниципалами о проведении масштабной «сырной» ярмарки на свежем воздухе.
Автор фото: Александра Хлебникова
В ярмарке «Сырные истории» Елены Никитиной участвуют сыровары со всей России. Сейчас организатор договаривается с муниципалами о проведении масштабной «сырной» ярмарки на свежем воздухе.
Автор фото: Александра Хлебникова

В Петербурге начинают проводить монопродуктовые ярмарки. Организаторов привлекает европейский формат торговли.

В Петербурге начинают проводиться монопродуктовые ярмарки — и организаторы, и участники считают, что такой формат будет более востребован и позволит городу уйти от фестивалей–ярмарок с китайской одеждой, белорусским салом, то есть уйти от смешанного ассортимента. Как отмечают эксперты, специализированные ярмарки особенно популярны во Франции, Италии, Германии и формат начинает приживаться в России.
Так, ночной клуб "Пионер" на пр. Испытателей один день в месяц проводит ярмарку "Сырные истории", где представлено более 100 видов сыров производства сыроваров со всей России. Ее оператор Елена Никитина, в прошлом организатор хендмейд–базаров, считает, что спрос на продукцию местных сыроваров растет. В основном всплеск интереса к крафтовым сырам вызван нехваткой качественных аналогов в сетевой торговле. Кроме того, по словам Елены Никитиной, стоимость участия в ярмарке позволяет производителям минимизировать наценку на сыр. В среднем цены на аренду торгового места на ярмарках в Петербурге начинаются от 4–5 тыс. рублей.
Летом организатор намерена найти более вместительную площадку для участников. Сейчас это 10–15 фермеров, которые снимают помещение площадью 450 м2.

Расчет на гурманов

"Когда я вижу ярмарку с носками, платками и всем подряд — меня это отталкивает, — делится впечатлением Елена Никитина. — Наша ярмарка рассчитана на любителей сыра и продуктов, сочетающихся с ним". По словам организатора, за день ярмарку посещают до 2 тыс. покупателей. Чаще всего они приходят за свежими сырами вроде бурраты и моцареллы, но также растет спрос на редкие сорта, такие как, например, сыр полисто с оранжевой плесенью. Ярмарка длится всего 1 день и проводится почти ежемесячно начиная с конца прошлого года. Организатор объясняет перерыв между ярмарками тем, что производители не всегда успевают сварить новую партию продукции даже за 1,5 месяца. Но иногда оператору приходится отказывать участникам из–за дефицита свободного места, например производителям продукции на основе сыра. В числе участников апрельской ярмарки были приглашены сыровары из Петербурга, Ленобласти, Карелии, Пскова, среди них: HandMadeCheese, ферма–сыроварня "Деревня", Krescher — Крестецкие сыроварни, Ma Maison и др. Как правило, оператор зовет сыроваров, которые могут привезти объем, соответствующий спросу. "Некоторые участники привозят по 30 головок сыра, но уже к обеду стоят с пустым лотком", — комментирует Елена Никитина.

Без локации

Производители сыров считают, что узкоспециализированные ярмарки привлекают их целевую аудиторию.
По подсчетам Сергея Остапова, владельца фермы–сыроварни "Деревня", участие в "Сырных историях" позволяет выручить до 60 тыс. рублей за день. При этом предприниматель отмечает, что сумма выросла в 2 раза с прошлой ярмарки "Сырные истории".
"Специализированные ярмарки удобны всем, на ярмарку приезжает все больше покупателей — интерес к сыру растет, а мы расширяем ассортимент. Нам удается продавать сыр по ценам, близким к себестоимости", — комментирует предприниматель.
С точки зрения Павла Краева, частного оператора ярмарок и генерального директора ООО "Велес", чаще всего у фермеров нет возможности сотрудничать с сетевыми ретейлерами, поэтому им остается рассчитывать только на придомовые магазины и ярмарки.
"Конечно, у монопродуктовых ярмарок есть будущее, но нужны нормальные локации с высокой проходимостью, — считает предприниматель. — Фермеры трепетно относятся к качеству продукции, а покупатели устали от фальсификатов".

Ретейл в деле

По словам Михаила Шконды, главы Ассоциации фермерских и личных хозяйств Ленобласти, сейчас еженедельные тематические ярмарки проходят также на площадке универмага "Ашан" в ТРК "Радуга" — овощные, мясные, рыбные и пр. В каждой участвуют 11–20 местных фермеров. При этом инициатором выступил сам ретейлер, обратившийся в комитет по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленобласти.
"Когда покупатели приходят на ярмарки и находят то, что нужно, они говорят: "А вот нам бы еще и это", поэтому не думаю, что монопродуктовый — это выигрышный формат", — комментирует эксперт.
Производством сыров в Ленобласти занимаются более 300 фермерских хозяйств.