Персонал: тренды в петербургских компаниях

   

Ирина Жильникова, руководитель пресс-службы HeadHunter в СЗФО:

С учетом общих тенденций по сокращению издержек и повышению эффективности бизнеса тема оптимизации стоит очень остро перед многими компаниями. Судя по информации "Банка данных заработных плат" — проекта HeadHunter, где работодатели делятся данными по зарплатам, льготам и пересмотру численности сотрудников, — больше половины компаний из Петербурга и Ленинградской области (54,4%) не планируют изменять количество человек в штате. Еще 39,8% заявляют об увеличении числа работников, то есть тенденция по расширению компаний явно прослеживается с конца 2017 года. В среднем набор составит +12 человек к текущей численности сотрудников. О сокращениях говорят только 5,7% работодателей, однако в большей степени увольнения затронут специалистов с низкой эффективностью и производительностью труда, определенный процент специалистов потеряет работу из-за автоматизации процессов.
Если говорить о пересмотре заработных плат, то почти треть петербургских компаний готовы к увеличению доходов сотрудников в этом году, большая часть из них уже проиндексировали зарплаты в январе и апреле. Другая дата ближайшего пересмотра — май: 9% работодателей, которые решились на повышение финансового вознаграждения специалистов разного уровня, планируют осуществить намеченное в этом месяце. Примерно столько же компаний (33,7%) не намерены индексировать зарплаты сотрудников в 2018 году вовсе. Другие 29,5% оставляют решение по этому вопросу за руководством. При этом ожидать существенной прибавки к фактическому доходу не приходится, несмотря на то что работодатели в среднем указывают повышение на 10%, по факту пока видна другая динамика: +2% к уровню заработных плат 2017 года.
Теперь о процессах, которые на сегодняшний день протекают в компаниях разного уровня. По данным опроса, проведенного Службой исследований HeadHunter среди российских работодателей, 64% компаний дают возможность сотрудникам обучаться за корпоративный счет, еще 18% признают, что такая практика распространена лишь среди ведущих специалистов и руководящего состава. В каждой десятой компании корпоративной системы обучения нет вовсе. Вместе с этим все очевиднее тренд на дистанционное образование, когда сотрудник может проходить курсы в любое время с любого удобного устройства. Как, например, это реализовано в "Академии" HeadHunter.
Возвращаемся к результатам опроса. Работа над HR-брендом в 23% компаний ведется более 5 лет, причем такую необходимость чаще всего признают представители крупного бизнеса. Четверть работодателей только начали работать в этом направлении сейчас, а 8% планируют приступить к работе над HR-брендом не раньше, чем через 5 лет. Представители каждой десятой компании не намерены заниматься этим направлением вообще, хотя тренд на привлечение высоко мотивированных специалистов и удержание ключевых сотрудников есть у всех — противоречие первое налицо.
Теперь о самом интересном — HR-аналитике и корпоративной культуре. Необходимость работы над HR-аналитикой признают 63% — кто-то внедряет ее уже сейчас, кто-то задумывается об этом в долгосрочной перспективе. Преимущественно небольшие и средние компании (23%) не планируют идти в этом направлении. Правда, оценивать эффективность бизнес-процессов и корректировать стратегию развития компании лучше опираясь на цифры и факты, что как раз и дает HR-аналитика компаниям разного масштаба.
Двигаться в направлении формирования и развития корпоративной культуры намерены куда больше компаний — 77%. Как подчеркивает эксперт "Премии HR-бренд" Нина Осовицкая: "Общий совет руководителям бизнеса — обратить внимание на сотрудников. Высший менеджмент зачастую пребывает в иллюзиях, что соискателей много, а незаменимых работников не бывает. Но это не так. Новая реальность такова, что специалистов, которые действительно обладают высоким потенциалом, достаточной мотивацией, необходимыми soft skills и умеют добиваться результатов, не так много на открытом рынке труда. За них сегодня идет борьба, и мяч на стороне соискателей", — подчеркивает Нина Осовицкая. Корпоративная культура становится важным инструментом повышения лояльности сотрудников в умелых руках.