Волатильность рубля: как поведет себя розница

   

Антон Паремский, коммерческий директор ГК "Внешторг":

Сейчас много говорят об обвале курса рубля, но правильнее, полагаю, будет говорить не про обвал рубля, а про его высокую волатильность, связанную с, как сказал Песков, "твиттерной дипломатией", когда в течение двух часов от ведущей мировой державы поступает три абсолютно разных твита по одной теме, на которые рынки, подогретые до этого достаточно нервозной обстановкой вокруг Сирии и Лондона, реагируют очень бурно: сначала ростом на 3 рубля, потом таким же резким спадом.
В результате во вторник 10 апреля компания Bosch, входящая в тройку крупнейших поставщиков электроинструмента в России, прислала всем партнерам извещение о повышении цен на 10%. При этом в аналогичной ситуации в 2014 году, даже несмотря на гораздо более сильный рост курса евро к рублю, Bosch выжидал 2-3 месяца, практически не изменяя цены. Сейчас же поставщики, работающие с импортным товаром, разделились на три группы:
1. основные, самые большие международные игроки рынка, моментально подняли цены на 10%. Среди поставщиков даже ходит слух, что, может быть, они знают то, чего не знаем мы;
2. многие крупные компании взяли паузу, чтобы более взвешенно пересмотреть прайс-лист. То есть достаточно большое количество поставщиков вообще остановило торговлю;
3. наименьшая группа по-прежнему торгует из наличия. И сложно сказать, является ли это их внутренним спокойствием и уверенностью в стабильности или это отсутствие механизмов для быстрой реакции. Таких меньшинство, и их количество сокращается. В основном все переходят в группы тех, кто уже повысил цены или взял паузу.
Если же говорить о поставщиках, у которых есть производство, расположенное в России, и в себестоимость продукции входит хотя бы 50% российского рубля, они с удовольствием ждут изменения курса, ожидая цифры 70-80 рублей за доллар. Просто потому, что 2014 год для многих российских производителей был драйвером роста.
Понижение курса рубля привело к повышению конкурентоспособности российской продукции, благодаря тому, что ее себестоимость выросла не так сильно, как себестоимость западной в рублевом эквиваленте. И этот курсовой драйвер практически исчерпался в 2017 году. Быстрый рост, к которому эти поставщики привыкли за 3 года, приостановился. Для них изменение курса до 70-75 рублей было бы отличной новостью, потому что многие из них планируют повторить ту же историю, что и в 2014 году, чтобы занять еще более выигрышные позиции.
Чем это обернется для конечного потребителя? Все сетевые договоры заключены в рублях, и процесс согласования цен сетями занимает в среднем 3 месяца. Если после произошедшего скачка рост к 70 рублям не продолжится, конечный потребитель его даже не заметит. Процесс согласования цен сетями настолько затянут, что если за это время курс откатит назад, сети будут иметь это в виду, и новые ценники просто не согласуют. Если же все-таки будет происходить устойчивый рост к 70 рублям, который продержится больше 3 месяцев, то в соразмерном проценте это в итоге отразится и на розничных ценах в сетях. Тем не менее, раньше чем через 3 месяца ждать изменения цен на полках не стоит.