Офшорные химеры. Чем заканчиваются в России спецоперации по спасению бизнеса

 

Эта неделя вышла очень занимательной. Тут вам и обвал рубля, произошедший после введения санкций против российских бизнесменов и их компаний, и креативные твиты президента США Дональда Трампа, которые не просто взорвали Интернет, но и слегка поколебали общемировое спокойствие. Конечно, неделя еще не закончилась, но, похоже, Третьей мировой не будет (тьфу–тьфу–тьфу!). Как говорится, расходимся.
Как только полетели вниз акции "Русала" Олега Дерипаски и Ко, российские власти кинулись делать вербальные интервенции, среди кинувшихся был и премьер Дмитрий Медведев, который на этой неделе также отчитался перед Думой о своей работе в последние 6 лет: "Мы не просто выжили. Мы начали развиваться. Как бы нам ни пытались мешать извне".
Короче, наши высокопоставленные (и такими они будут как минимум до 7 мая, дня инаугурации президента РФ) чиновники тут же щедро насыпали обещаний. Что, мол, своих в беде не бросим, чем можем, поможем, денег нет, и их становится все меньше, но мы держимся, вот и вы держитесь. В чем именно будет заключаться поддержка бизнесменов, пока неясно, но одна идея уже стала известна. Как узнали "Ведомости", правительство России может создать на территории страны офшорные зоны для бизнесменов, которые попали под экономические санкции США 6 апреля. Специальные зоны могут быть созданы в Калининграде на острове Октябрьский и во Владивостоке на острове Русский. Туда россияне смогут перенести иностранные структуры из других стран, в том числе офшоры, сохранив их правовую форму. Компании смогут перевести в кратчайшие сроки капитал целиком в Россию с сохранением правовой и финансовой инфраструктуры без выплаты налогов с иностранных доходов.
Сейчас невозможно сказать, насколько эффективными будут эти офшоры (если вообще будут), потому что одно дело — идея, и совсем другое — реализация.
Скорее всего, дело пойдет так. Сначала, разумеется, будет издан указ о создании управляющей структуры (назовем ее Рософшор), потом, к бабке не ходи, объявят конкурс на строительство здания для размещения этой структуры (в данном случае двух зданий). Глупо было бы ради такого проекта не позвать именитого международного архитектора, с этой ролью прекрасно справится Норман Фостер. Строить здание для инновационного ведомства решат непременно на намывных территориях — это будет еще и символично. Понятное дело, через пару лет надо будет сменить подрядчика, потому что прежний проворовался, да и сроки срывал. Еще и песок завозил плохой, и здания стали оседать. А когда наконец достроят, то, глядишь, и евро опять будет по 70 рублей.