Ракетно–бомбовая дипломатия

 

Ставки в сирийском конфликте заряжены до предела. "Приготовься, Россия, ракеты прилетят, хорошие, новые и "умные", — написал Дональд Трамп, анонсируя ракетный удар по Сирии. — Вам не следовало быть партнерами животного, травящего газом свой народ и наслаждающегося этим". Это он имел в виду сирийского президента Башара Асада. Ну что ж, по крайней мере честно.
Твит какой–то пугающе задорный. О том, что погибнут люди, американский президент ничего не говорит. Еще вопрос, кто тут больше наслаждается. Именно так и надо пугать — сразу кажется, что этот–то, похоже, и правда стрельнет. Вот когда Ким Чен Ын пугает, почему–то не страшно. Потому что всем известно, что нужно сделать, чтобы северокорейский вождь сбавил обороты. А здесь что делать?
С одной стороны, война в Сирии идет уже 7 лет, и, честно говоря, еще один ракетный залп там мало что добавит. С другой стороны, вот такого прямого объявления войны до сих пор не было. И о России в таких выражениях еще никто не говорил. Дело тут не в ракетах, а в наезде. Тем более что Владимир Путин только что показал миру свои новые ракеты. И выразил надежду на то, что теперь–то к России прислушаются. А оказывается, что не только не прислушиваются, а еще и подначивают.
Предмет спора переходит, таким образом, в область иррационального — защиты чести. Выходить из такой ситуации можно по–разному. В 1969 году, например, китайцы вырезали советскую пограничную заставу на острове Даманский. Но Москва не стала наносить ответного удара. Более того, в итоге отдала и остров. И ничего. Но исторические аналогии в такие моменты не всегда работают. Потому что все когда–нибудь бывает в первый раз.
Самое обидное, что от нас тут совершенно ничего не зависит. Так получилось, что роль народа в России — в ответ на любые санкции смеяться да приговаривать: "Эх, хорошо! А ну, еще подкинь!" Получается, что и сейчас мы не можем даже сказать Трампу: "Стой, давай поговорим". А можем только сказать: "Ну давай, стреляй, гад! Посмотрим, кто кого!"
Так он и стрельнет, пожалуй.